Open
Close

Благодеяние к родителям – твоя религия. Коран об уважении к родителям Уважение к матери и отцу

Мама – это первый человек, через которого Всевышний проявляет Свою заботу и милосердие к нам. Первый, кому спустя месяц жизни, мы начинаем улыбаться, и с кем возникают сердечные узы… Наше сердце узнает ее гораздо раньше, чем мы осознаем умом, кто она для нас на самом деле.

Мама – это первая любовь каждого из нас. Мы можем не помнить, как будучи маленькими, мы тосковали, когда она надолго покидала нас, и как мы радовались, когда снова видели ее лицо. Только с ней мы обретали чувство безопасности и защищенности от опасностей большого и незнакомого мира. И только ее мы узнавали по ароматному запаху, который мы могли бы узнать из тысячи, из миллиона.

Очень важно, чтоб ребенок с детства был окружен любовью, уважением и заботой. Это нужно не только для его комфорта, но также для того, чтоб он сам учился любить, заботиться и уважать. Взаимоотношения с матерью – это наш первый опыт.

Любовь к матери – нечто более захватывающее, чем мы себе представляем. Когда ты маленький, эта любовь естественна и нам не нужно прилагать усилий, чтобы любить маму. Но по мере того, как мы становимся старше, наша любовь и уважение к матери должно расти вместе с нами.

Как говорила мой преподаватель, «огонь любви не горит абстрактно». Так и любовь к маме проявляется через внимание к ее душевному состоянию, заботу об удовлетворении ее нужд, через ласковое, сердечное обращение с ней и, конечно, через послушание.

Если пожелания матери не соответствуют одобряемому шариатом, то можно вспомнить в качестве примера случай Саада ибн Абу Ваккаса рассказывал следующее:

«Услышав о том, что я принял Ислам, моя мать страшно разгневалась, а к ней я испытывал самую нежную сыновнюю любовь. Подскочив ко мне, она воскликнула: «Послушай, Саад, что это за религия, которую ты принял, отказавшись о религии своих отцов? Клянусь Аллахом, немедленно брось эту свою религию, а не то я перестану есть и пить, пока не умру! Твое сердце разорвется от скорби по мне, тебя захлестнет мучительное отчаяние за то, что ты натворил, а все люди до конца дней будут стыдить и упрекать тебя!

Прошу тебя, не делай этого, о мама! – воскликнул я. – Я ни при каких обстоятельствах не откажусь от своей религии.

Тем не менее мать исполнила свою угрозу, полностью отказавшись от приема пищи. Шли дни, она ничего не ела и ни пила, становясь изможденной и истощенной, теряющей все больше сил.

Я ежечасно приходил к ней, упрашивая и умоляя ее немного поесть и попить, чтобы поддержать ее силы, но всякий раз она категорически отвергала мои просьбы, снова и снова давая клятву в том, что не будет есть и пить, пока не умрет, или же пока я не откажусь от своей религии.

Тогда я сказал ей: «О мама, как бы сильно я ни любил тебя, моя любовь к Аллаху и Его Посланнику еще сильнее. Клянусь Аллахом, даже если бы у тебя была тысяча душ, и ты бы тысячу раз умирала, я никогда не оставлю свою религию».

А затем, Всевышний ниспослал аят, касающийся случившегося:

Но если они принуждают тебя, дабы заставить придать Мне в сотоварищи то, о чем нет никакого знания, не повинуйся им. Будь добрым спутником им в жизни, но следуй по пути тех, кто обратился ко Мне…» (Лукман, 15)

В том, что мы никогда не сможем полноценно отблагодарить маму за жизнь, подаренную нам через нее, есть мудрость Всевышнего,. Это делает наши отношения с ней в каком-то смысле неравноправными. Это заставляет нас всю жизнь смотреть на нее «снизу вверх», с почтением, преклонением и признательностью.

Вспоминаются слова Берта Хелингера, который говорил, что депрессия происходит от неприятия одного из родителей. Она заполняет ту пустоту в сердце, в котором должны быть они оба. Рак и ожирение, по Хеллингеру, имеют под собой такое психологическое основание, как неприятие матери. Действительно, можно предположить, что такие болезни, при которых мало шансов на излечение, представляют собой кару Всевышнего за непослушание Ему…

Неприятие можно объяснить, но его невозможно оправдать. Доброе отношение к матери должно быть так же безусловно, как и тот факт, что Аллах даровал нам жизнь именно через нее. Однажды к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и спросил, кто наиболее достоин того, чтоб он проявлял к нему большую доброту. Посланник Аллаха ответил: «Твоя мать». Человек повторил свой вопрос. И каждый раз, когда он спрашивал об этом, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) отвечал: «Твоя мать». Только на четвертый раз он (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Твой отец».

Родители – первые люди, в отношениях с которыми мы обязаны проявить наибольшую заботу, доверие, любовь. «Благодари Меня и своих родителей» – призывает в Коране Всевышний Аллах, ставя благодарность и нежность к родителям на второе, почетное место после Себя, Создателя всего сущего. Неужели мы не откликнемся?

Бывает, что родители препятствуют чему-либо, одобряемому шариатом. Будь то фарз или сунна. На первом месте всегда долг перед Аллахом. Поэтому если это фарз, то нужно следовать ему и соблюдать, несмотря на противоположное мнение родителей. Но и здесь есть нюансы. Соблюдение обязательного – не означает противостояние родителям. Следует быть мягким и добрым в отношениях с родителями, отнестись снисходительно к их непониманию некоторых сторон религии. Постепенно мудрость и доброе слово сделают свое – родители примут слово Аллаха через вас.

Жизнь течет как река и меняется. Но путь, по которому она устремляется в океан воды, во многом зависит от устья, от самого ее начала. Наша мама, наша любовь и доброе отношение к ней и есть то самое устье, с которого начинается наша жизнь. Пусть каждый извинится перед ней, простит ее и снова полюбит, и тогда можно надеяться, что течение нашей жизни выйдет на еще более светлый путь. Как говорит Хелингер, самый важный поклон (после поклона Всевышнему – прим.авт.) всегда перед матерью.

«ЗЛОСЛОВЯЩИЙ -- ОТЦА или МАТЬ – СМЕРТЬЮ ДА УМРЕТ» (Мк. 7: 10).

В наше время в детях -- ТРУДНО Воспитывать УВАЖИТЕЛЬНОЕ отношение к другим, потому, что многие люди сами -- РАЗУЧИЛИСЬ уважительно относиться -- и к своим близким и к окружающим их людям.

Скажем, в семье, где бабушка с дедом -- относятся к своей взрослой дочери -- как к несмышленышу и всячески «РУГАЮТ и выговаривают ей и УНИЖАЮТ свою дочь -- ПЕРЕД её ребенком, -- потакая его прихотям, поэтому, маме -- ТРУДНО поддерживать свой Авторитет. Ребенок вскоре ПЕРЕСТАЁТ -- УВАЖАТЬ Мать, как мать и потому – перестаёт слушаться всех, в том числе и бабушку.

Нередко и муж, грубо, не церемонясь, УКАЗЫВАЕТ жене -- на её Недостатки -- при детях. Жены тоже -- не остаются в долгу... И понять потом, такие Неразумные родители НЕ МОГУТ – почему дети -- их перестали УВАЖАТЬ и любить, почему, дети стали -- непослушные, вредные и ни во, что не ставят -- ни отца и ни мать.

Но даже если ничего подобного не наблюдается и все в семье чинно-благородно, поддерживать Авторитет взрослых не так уж легко. Ребенок ведь не замкнут в кругу семьи. Если он и не посещает детский сад, то всё равно ходит по улицам, смотрит по сторонам, впитывает -- впечатления. А в современном мире -- властвует НЕУВАЖИТЕЛЬНЫЙ Дух.

Дети и молодёжь – ПЕРЕСТАЛИ УВАЖАТЬ -- своих родителей и Взрослых людей, ПЕРЕСТАЛИ -- внимательно и почтительно ОТНОСИТЬСЯ -- к пожилым и старым людям, мужчины – НЕ УВАЖАЮТ женщин, а женщины – мужчин. Дух Нравственной деградации -- охватил Россию и если мы -- не осознаем этого, не начнем -- Исправлять ситуацию – большая беда ждёт Русский народ. Всепроникающая ирония, насмешки, высокомерие и цинизм. Иными словами, дух Постмодерна. Этот дух пытается убедить нас, что в мире -- нет ничего святого, что -- нет запретных тем и поступков, а кто осмеливается возражать, тот -- дурак, лох или ханжа. Или и то и другое разом. В такой недоброй обстановке в первую очередь – СТРАДАЮТ слабые и немощные люди: дети, старики, женщины.

Сильного и жестокого – БОЯТСЯ. Богатым и начальству – ЗАВИДУЮТ и по холуйски – им ПРИСЛУЖИВАЮТ, готовы за деньги и подачки – на всё, слабых и бедных -- ПРЕЗИРАЮТ, чужими состраданием и великодушием безжалостно -- Манипулируют.

Поэтому надо в детях воспитывать уважение -- к матери, к женщинам, уважение к взрослым и старшим людям. Конечно в наше время это непросто, но это необходимо делать – иначе от детей, которые не уважают родителей, непочтительны к взрослым и пожилым людям ничего доброго – не будет.

Дети, которые, -- НЕ ВОСПИТАНЫ и Неуважительны к людям – это Невоспитанные, грубые, дурные дети – Печальна их судьба…

А МЫ САМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ -- УВАЖАЕМ?

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом Закон и пророки», -- сказал Христос (Мф. 7: 12). Этот нравственный Закон настолько важен, что в Евангелии он повторяется дважды: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, -- так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31). Трудно, очень трудно возлюбить ближнего как самого себя.

Однако воспитать в детях -- уважение, если ты сам – НЕ УВАЖАЕШЬ других, НЕВОЗМОЖНО. Дети все видят и понимают -- и хамство и неуважительность людей к друг другу. Ребенок перенимает -- стиль поведения в семье ещё до того, как научится говорить.

Поэтому, очень важно задуматься: а как мы сами ОТНОСИМСЯ -- к своим родителям, и к родителям -- жены или мужа, к бабушкам и дедушкам, к своим родственникам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков? Не повышаем ли голос на них? Не говорим ли, в том числе, при ребенке, что у них «Поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам пусть даже только мысленно, претензии: того недодали, не долюбили?

А дети – всё ВИДЯТ и всё запоминают и хорошо – УСВАИВАЮТ такой ДУРНОЙ Родительский пример. И вот, через какое-то время – дети точно, также РАЗДРАЖЕННО и недовольно – грубо ВЫГОВАРИВАЮТ родителям: «Не надо меня учить! Отстань! Надоели со своими нотациями!» Что посеешь – то и пожнешь!

Дети, особенно мальчики, подражая отцу, -- ПЕРЕНИМАЮТ его манеру поведения. И если отец относится – к матери грубо, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО, то точно также Грубо, глядя на отца -- НАЧИНАЕТ относиться и сын -- к матери и ко всем -- другим женщинам. Поэтому сейчас заметно участились случаи, когда сыновья -- ведут себя с мамами грубовато, по хамски, как будто матери -- их рабыни.

Это хамство нужно – ПРЕСЕКАТЬ на месте, иначе – Бог не даст ничего доброго таким грубым, непочтительным к матери детям. Вся жизнь таких детей -- будет РАЗРУШЕНА.

Конечно, женщины сами напросились -- на НЕУВАЖЕНИЕ к себе со стороны мужчин, упорно добиваясь -- РАВНОПРАВИЯ. А с равным как известно -- не церемонятся. Значит, и отношение мужчин к женщинам -- становятся ГРУБЫМИ, как это принято -- в мужской среде.

А еще надо знать, что -- УНИЖАТЬ других нормальному человеку -- ПРОТИВНО. Такой способ самоутверждения применяют люди – НЕПОРЯДОЧНЫЕ, амбициозные, грубые.

Не сводим ли подспудно счеты, когда видим, что ребёнок -- не слушается бабушку, грубит ей, а мы – НЕ ВМЕШИВАЕМСЯ, не торопимся -- призвать его к порядку? Какой вообще образ мира взрослых -- формируем мы у ребенка, и какие конкретно образы отца, матери, бабушек, дедушек и прочих родных возникают у него на основе наших рассказов, реплик, поступков? Читая произведения, написанные в те времена, когда -- уважение к старшим было неотъемлемым признаком любого нормального человека, обратите внимание на то, что даже при описании недостойных родителей -- все равно соблюдается -- некая грань.

Нет самопревозношения и насмешки, НЕТ -- злобы и желания поквитаться. Такое выражение своих чувств считалось тогда -- Позорным. И даже, если человек сердился на мать с отцом, он -- не спешил поведать об этом миру, поскольку мир его бы -- не поддержал.

Еще не изгладилось из памяти людей грозное предупреждение Божие: «Злословящий отца или мать -- смертью да умрёт» (Мк. 7: 10). Сейчас же даже вполне достойные родственники нередко оцениваются весьма критически, и ребенок гораздо больше знает о том, что они сделали «не так», чем об их достоинствах и заслугах. Претензии матерей к их собственным -- матерям как бы витают в воздухе и НАСТРАИВАЮТ -- детей на такой же лад. О каком положительном образе матери можно тогда говорить?

Маленький ребенок ближе всего к маме. И потому, именно с неё он БЕРЁТ первый пример – как нужно относиться к людям. Поэтому от того, как мама -- ОТНОСИТСЯ к людям, будет во многом зависеть его отношение -- к ним и к ней самой.

Если мать подаёт пример -- ВЕЖЛИВОГО, заботливого, великодушного отношения -- к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет -- НАСТРАИВАТЬ детей -- на ДОБРЫЕ - УВАЖИТЕЛЬНЫЕ отношения к людям… Вот, только так, на ДОБРОМ примере родителей дети – и учатся Уважению и ВЕЖЛИВОСТИ.

Очень ВАЖНО, чтобы о близких, да и о дальних родственниках, ребенок -- СЛЫШАЛ как можно -- БОЛЬШЕ хорошего – тогда, он БУДЕТ их УВАЖАТЬ и будет -- с ними поддерживать отношения. А если, ваши родственники люди -- Непорядочные, то НЕ НУЖНО их обсуждать -- при ребенке, лучше молчите и ничего не говорите, потом, когда ребенок подрастет, можно будет ему всё объяснить.

Часто мы сами, не замечая, даже в бочку меда -- умудряемся подмешать ложку дегтя. Например, можно по хорошему сказать: «А давай мы к приходу папы уберемся, чтобы сделать ему приятное, он ведь так любит порядок». А можно, говоря про ту же уборку, сказать о папе Плохое, -- что иначе папа -- будет ругаться. И ещё добавить, что он и так приходит с работы злой, а тут -- такой бардак. Ну и как, после этого должен ребенок -- относиться к отцу?

Также бывает, мать -- ТЕРЯЕТ свой родительский Авторитет -- перед детьми, когда сильно привязывается к ним и начинает жить -- только Интересами детей, ВСЕ им РАЗРЕШАЯ, позволяя им буквально -- сеть на шею и помыкать собой. Вот так дети – становятся ЭГОИСТАМИ.

Дети требуют, чтобы мама -- БРОСИЛА домашние дела и занималась -- только ими. При этом они совершенно -- НЕ ЦЕНЯТ ее заботу, не стремятся заботиться -- о ней и помогать ей , они раздражаются и гневаются на мать -- если их просьбы почему-то встречают отказ.

В дошкольном и младшем школьном возрасте -- они пытаются демонстративно завладеть вниманием матери -- в присутствии третьих лиц, НЕ ДАЮТ поговорить -- со знакомой на улице или даже с учительницей, тянут за рукав, настаивая на том, чтобы немедленно отправиться домой, кривляются, ноют. Мама-придаток не имеет права даже -- заболеть, устать, расстроиться. Всё это вызывает у детей, ПРИВЫКШИХ к тому, что мама существует только лишь -- для ОБСЛУЖИВАНИЯ их детских нужд, -- недовольство и гнев.

Вот так мать, сама не желая того – ПОРТИТ своих детей, РУШИТ им будущую жизнь, потому, что Господь сурово -- НАКАЖЕТ таких дурновоспитанных, неуважительных -- к матери детей – ПЕЧАЛЬНА их судьба… Ибо сказано: Не почитающий мать – ПРОКЛЯТ!

Поэтому, ЛИШЕНИЕ родителей – Авторитета перед детьми -- чрезвычайно опасно, потому что, когда ребенок сам -- себе голова, в эту незрелую голову легко -- Проникают ДУШЕВРЕДНЫЕ -- идеи и дети СТАНОВЯТСЯ -- Дураками, а с дураками, как известно можно делать всё, что хочешь…

Уважение к родителям – ребёнок ПЕРЕНИМАЕТ от самих родителей, он хорошо видит, а главное – ЧУВСТВУЕТ, как ПАПА -- любит маму, и БЕРЕЖНО, с уважением к ней -- ОТНОСИТСЯ, и как – мама тоже с большим уважением – относится к отцу.

Ребёнок – видит, как родители помогают -- друг другу, ЗАБОТЯТСЯ и о нём и о друг – друге. Ребенок видит, как его родители – С УВАЖЕНИЕМ относятся -- к своим старым родителям, к его бабушке и дедушке, и как о них заботятся – всё это ребенок запоминает, это входит в его Подсознание и остается там навсегда.

Вот – так дети – НАЧИНАЮТ – УВАЖАТЬ и слушаться -- родителей. Родительский Авторитет для детей в этом случае остается -- Незыблем всю их жизнь, поэтому, дети и -- НЕ БРОСАЮТ своих родителей, а наоборот, заботятся о них, когда родители состарятся.

Вообще, имеет смысл почаще смотреть на себя -- со стороны и задумываться над тем, как те или иные наши слова и поступки могут быть -- ВОСПРИНЯТЫ детьми, КАКОЙ урок они из них -- ИЗВЛЕКУТ, какую память мы о себе -- ОСТАВИМ. Пройдут годы, дети многое -- поймут и переоценят. Что потом, будет рассказывать выросший ребенок о том, как его мать -- относилась к близким?

Ребёнку – очень ВАЖНО видеть и копировать ДОБРЫЙ пример матери -- ПОЧТИТЕЛЬНОЕ обращение матери -- со своим мужем, со своими родителями, со старшими людьми, особенно с престарелыми людьми. К сожалению, сегодня это редко встречается.

МУФТИЙ РД АХМАД-ХАДЖИ АБДУЛАЕВ

Каждый родитель видит в своем ребенке не только радость глаз и продолжение потомства, но и заботу о себе в старческом возрасте. Однако для этого нужно воспитать в детях подобное отношение. От нашего воспитания напрямую зависит то, как дети, когда они станут самостоятельными, будут относиться к престарелым родителям.

Поэтому хотелось бы затронуть тему отношения детей к родителям – в рамках вопроса «Как дети должны почитать своих родителей?».

В первую очередь родители должны приложить усилия , чтобы привить детям богобоязненность и послушание Всевышнему, а потом любовь, уважение и послушание по отношению к себе. Ведь они будут нести ответственность в День суда за своих детей, за то, что не воспитали их должным образом, как это предписывает Ислам.

Почитание родителей является одним из важнейших вопросов, который Всевышний выделил в Коране после поклонения Ему. Также Всевышний связал довольство родителей с довольством Аллаха. Повиновение родителям во всем, что не противоречит Шариату, – одна из обязанностей, которую возложил на детей Аллах.

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا

В Коране Всевышний говорит (смысл): "…Поклоняйтесь только Мне и относитесь хорошо к своим родителям " (сура «Ан-Ниса», аят 36).

Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к престарелым родителям, так как их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом. Всевышний также повелевает проявлять к родителям сочувствие и часто делать за них дуа: «Господь мой, помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким ».

Не почитание родителей, их оскорбление, притеснение, доставление им мучений и обид считается тягчайшим грехом. Этот грех упоминается в одном контексте вместе с приданием Аллаху I сотоварища и убийством человека. В Судный день Аллах не одарит Своей милостью притесняющего родителей – он даже не почувствует аромата Рая, не принимаются его хорошие деяния.

Последствия ослушания родителей он испытает ещё в этом мире, а в момент смерти не сможет произнести формулы . Так говорится во многих хадисах Пророка (ﷺ).

Однако некоторые дети, когда становятся самостоятельными, перестают уделять внимание родителям. Сколько же матерей отдают полностью себя тому, чтобы их дети встали на ноги, а впоследствии видят их лишь в праздничные дни. Бывает и так, что ребенок, слушающийся родителей, старающийся услужить им, стремящийся к их довольству, вызывает у нас удивление, настоль редким стало это явление в наше время. Сегодня родители чаще всего следуют за детьми и их желаниями.

Нередко можно увидеть, что дети командуют над старыми родителями, указывают им, что делать, где жить и чем довольствоваться. Это есть признак приближения Судного дня . В то же время эти же дети спешат угодить своему начальству, работодателю и т.д., стараются выполнить их сверх поручения, терпеливо, без возражения подчиняются им говоря, что они просто оказывают уважение. На самом же деле это больше похоже на подхалимаж.

Каким образом оказывает почтение человек, стремящийся только к мирскому? Где грань между подчинением, уважением и подхалимажем?

Разница между подчинением и подхалимством в том, что подчинение – это выполнение рабом (человеком) повелений Всевышнего Аллаха или приказаний людей, даже если это будет велено в желательной форме. А также отказ от запрещенного, даже если на это будет указано как на нежелательное действие.

Если же человек подчиняется и выполняет веления Всевышнего Аллаха, а также повеления кого-либо, и отказывается от всего, что они запретили, ради получения довольства Всевышнего Аллаха, это и есть уважение. Уважение - это отношение одного человека к другому, признавая достоинства его личности. Уважение - одно из важнейших требований этики.

Однако если раб (человек) оказывает какое-либо почтение другому человеку не ради довольства Всевышнего Аллаха, а лишь ради мирского и в свою угоду, то это будет подхалимством. В общем, угождать не ради довольства Аллаха имеющим авторитет и вес в обществе людям – есть подхалимаж.

Когда же дело касается подчинения родителям, то нередко дети проявляют по отношению к ним настоящую агрессию, ни сколько не учитывают их желания и интересы, не спешат помочь им, не терпят от них поучений и, более того, прерывают с ними отношения – в то время, когда Всевышний обязал повиноваться родителям и искать их довольства. Почитание родителей в Исламе – это одна из форм ибадата (подчинения Всевышнему).

وَوَصَّيْنَا الإِنسَانَ بِوَالِدَيْهِ إِحْسَانًا حَمَلَتْهُ أُمُّهُ كُرْهًا وَوَضَعَتْهُ كُرْهًا

В Коране говорится: (смысл): «Мы заповедовали человеку, [т. е. повелели и обязали его] хорошо относиться к родителям, ведь мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его » (сура «аль-Ахкаф», аят 15)

Что же значит – повиноваться родителям? Каковы обязанности детей по отношению к ним? Как должны дети почитать родителей? Какие знаки уважения должны им оказывать?

1. Дети обязаны подчиняться своим родителям и всегда стараться угодить им во всем, что не противоречит повелениям Всевышнего . Детям надлежит всегда помнить о том, что "Довольство Аллаха – в довольстве родителей, и гнев Аллаха – в гневе родителей" (Ат-Тирмизи, Ат-Табарани).

Однажды Пророка (ﷺ) спросили: «Какое деяние Аллах любит больше всего? » – «Вовремя совершённый намаз »,– был ответ. «А за ним какое? » – спросили его. «Подчинение родителям и старание делать им добро » (Аль-Бухари, Муслим).

2. Недостаточно просто хорошего отношения к родителям , нельзя совершать ничего, что показывало бы не уважение к ним. При родителях необходимо всегда вести себя почтительно. Не следует смеяться громко, а также сидеть перед ними, когда они стоят, лежать в неприличном положении, оголять тело в их присутствии. Необходимо вставать, когда они встают или заходят в комнату, проявляя к ним уважение; стучаться, когда заходите к ним; не следует идти впереди них; повышать голос, находясь рядом с ними –– это все считается не почитанием родителей.

3. Ни в чем нельзя их упрекать; не следует смотреть на родителей искоса; смотреть им в лицо, нахмурившись. В хадисе говорится: «Кто смотрит на родителей сердито – не подчиняется им » (ад-Дарукутни).

Муджахид сказал: «Сын не должен удерживать своего отца, если тот решил его наказать (ударами таъзира). Кто смотрит в глаза родителям, тот неуважительно к ним относится. А кто обидел родителей, тот их ослушался ».

4. Дети не должны говорить при родителях повышенным тоном . Нельзя показывать, что они надоели им, необходимо принимать их советы, а то, что дети хотят им сообщить, следует рассказывать мягким, спокойным тоном.

إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلاً كَرِيماً

Всевышний сказал (смысл): «…Если один из родителей или оба достигнут старости, не говори им «уфф» и не кричи на них, а говори им слово благородное » (сура «Аль-Исра», аят 23).

5. Следует знать, что обеспечение родителей в старчестве ложится на плечи детей , поэтому они должны покупать для них одежду, обувь, продукты питания; если они не могут сами готовить или передвигаться, то необходимо или помогать им, или нанять человека, который будет присматривать за ними, готовить, стирать их одежду и т.д.

Старость – период жизни, когда родители больше всего нуждаются в оказании им помощи, добром отношении. Всевышний указал на этот период времени из-за крайней нужды человека в том, кто будет ухаживать за ним в старости, а также потому, что известно: человеку тяжело заниматься различными делами в этом возрасте.

АбуХурайра передает что Пророк (ﷺ), сказал: «Унижение и позор, тому, кто застал обоих своих родителей в старости, одного из них или обоих, и не вошёл в Рай » (Муслим). То есть услужение и внимание оказанное родителям в старческом возрасте может стать причиной для входа в рай.

6. Дети должны помогать родителям в их делах – как могут и чем могут . Не подобает ходить сыну налегке рядом с отцом, несущим тяжёлую ношу. Дети не должны оставлять на мать всю работу по наведению порядка в доме, наоборот, им следует ухаживать за своей одеждой, обувью, мыть посуду, убирать за собой, заправлять свою постель, и так далее. Дочь должна помогать матери по мере сил и возможностей. Взрослые дети должны ухаживать за младшими братьями и сёстрами, заботиться о них. Почитанием родителей считается и хорошая учёба детей в школе, медресе.

Сообщается, что Джахима (да будет доволен им Аллах), придя к Пророку (ﷺ), сказал: «О Посланник Аллаха ( ), я собираюсь выйти в поход и хотел бы посоветоваться с тобой ». Пророк (ﷺ) спросил: «Жива ли твоя мать? » Тот ответил: «Да ». Тогда он сказал: «Будь всегда с ней и помогай ей, ведь Рай находится под ее ногами » (имам Ахмад).

7. Дети обязаны хранить честь и достоинство родителей . Нельзя совершать такое, из-за чего люди могут плохо отозваться о родителях, обвинить их в чём-то.

Посланник Аллаха (ﷺ), сказал: «Одним из самых тяжких грехов является произнесение человеком порочных слов в адрес своих родителей ». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а разве бывают люди, которые порочат своих родителей? » Он ответил: «Бывают; один человек ругает, порочит родителей другого, а тот, в свою очередь, ругает и порочит родителей этого » (аль-Бухари, Муслим).

8. При необходимости выехать куда-нибудь детям, прежде всего, необходимо посоветоваться с родителями, и выехать в путь получив их согласие . Если родители позовут, следует отозваться сразу же, будь вы дома, рядом или в пути.

9. После их смерти необходимо выполнить их завещание, укрепить дружбу с их друзьями и любить тех, кого они любили . В достоверном хадисе говорится: «Изо всех добрых дел по отношению к родителям самым лучшим считается поддержание связей с людьми, которых они любили » (Муслим).

10. Детям следует посещать могилы своих родителей , постоянно делать им дуа и просить за них у Аллаха прощения и милосердия к ним, раздавать милостыню за них.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни; знаний, которыми смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него » (Муслим).

Пророк (ﷺ) сказал: «Воистину, человек будет непрестанно возвышаться по степеням в Раю и скажет: «Откуда всё это?» Ему ответят: «Это по причине того, что твой сын просил за тебя прощения ». (Ибн-Маджа).

В хадисе говорится: «Если человек, который притеснял родителей, искренне раскаиваясь в этом, будет после их смерти просить Аллаха о милости к ним, т.е. будет часто делать о них дуа, просить о прощении их грехов, то Аллах напишет его имя в ряду тех, кто был послушен родителям » (Абу Дауд).

Если посмотреть на наше отношение к родителям, мы обнаружим, что очень часто пренебрегаем их мнением и проявляем по отношению к ним ослушание. Да помилует нас Аллах. Такое поведение – большой грех, и очень часто дети даже не подозревают, что те или иные их действия являются непослушанием родителям.

АбуХурайра сказал: «Пришёл мужчина к Посланнику Аллаха, и спросил: «Кто в первую очередь среди людей заслуживает моей прекрасной заботы? » Он ответил: «Твоя мама ». Тот спросил: «Затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Снова твоя мама ». Тот спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Затем твой отец ». (Муслим)

К непослушанию относится и такие действия:

Если сын или дочь могут принизить достоинство своих родителей , считая их мнение менее весомым, так как они – умнее, богаче, образованнее, выше по социальному статусу и т.д., что детей заставило возгордиться.

Если сын считает других людей (жену, друзей и самого себя) выше родителей и старается угодить им .

Если сын или дочь называют родителей по имени, тем самым принижая их достоинство или не уважая их .

Говорите благородное, будьте благодарными, великодушными, спокойно слушайте своих родителей, проявляйте к ним уважение.

Благодарность по отношению к родителям связана с благодарностью Всевышнему. Всевышний говорит (смысл): «Благодари Меня и своих родителей » (сура «Лукман», аят 14).

وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ وَقُل رَّبِّ ارْحَمْهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرًا

Всевышний повелевает нам (смысл): «Преклоняй пред ними крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому как они растили меня ребенком » (сура «Аль-Исра», аят 24).

Если вы обладаете разумом, то остерегайтесь проявлять ослушание своим родителям, т.к. последствия этого греха очень тяжелы. Будьте благочестивыми к ним, т.к. скоро они могут покинуть этот мир, и тогда будете жалеть, что не делали этого при их жизни. Благочестие к родителям является качеством благородных и порядочных людей, оно смывает грехи, улучшает жизнь, оставляя хороший след после смерти человека.

Однажды к Пророку Мухаммаду (ﷺ) явился какой-то человек. Стремясь получить награду Аллаха, он желал поклясться ему в том, что переселится и будет сражаться на пути Аллаха. Однако Пророк (ﷺ) не стал торопиться, и спросил его: "А жив ли кто-нибудь из твоих родителей? "Человек ответил: "Они оба живы ". Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: "И ты хочешь получить награду Аллаха I? " Этот человек сказал: "Да ". Тогда Посланник Аллаха (ﷺ) повелел ему: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо! » (Аль-Бухари, Муслим).

В наше время в детях трудно воспитывать уважительное отношение к другим. И не только потому, что кого-то целенаправленно дискредитируют. Хотя, конечно, и поэтому тоже. Скажем, в семье, где бабушка с дедом относятся к своей взрослой дочери как к несмышленышу и «песочат» ее при ребенке, потакая его прихотям, маме трудно поддерживать свой авторитет. В наше время это довольно частая материнская жалоба в беседе с психологом. Нередко и муж, не церемонясь, указывает жене на ее недостатки при детях. Жены тоже не остаются в долгу…

Но даже если ничего подобного не наблюдается и все в семье чинно-благородно, поддерживать авторитет взрослых не так уж легко. Ребенок ведь не замкнут в кругу семьи. Если он и не посещает детский сад, то все равно ходит по улицам, смотрит по сторонам, впитывает впечатления. А в современном мире властвует неуважительный дух. Всепроникающая ирония, насмешки, глумление, высокомерие и цинизм. Иными словами, дух постмодерна. Этот дух пытается убедить нас, что в мире нет ничего святого, что нет запретных тем и поступков, а кто осмеливается возражать, тот дурак или ханжа. Или и то и другое разом.

В такой недоброй обстановке в первую очередь страдают, естественно, слабые: дети, старики, женщины. Ведь сколько ни эмансипируйся и ни подражай мужчинам, все равно женщины – слабый пол. И даже в том, что алкоголизм и наркомания у них быстрее ведут к деградации личности, а женская преступность отличается большей жестокостью, тоже проявляется слабость. Такие грубые извращения женской природы оказываются слишком тяжелым грузом для психики, и женщины стремительно «слетают с катушек».

В современном мире, который чем дальше – тем больше отходит от христианства, вследствие этого отхода все откровеннее насаждается культ силы. Сильного и жестокого боятся, слабость презирают, чужими состраданием и великодушием безжалостно манипулируют. Женщины и тут гораздо чаще оказываются в проигрышной позиции.

Как воспитывать в столь неблагоприятных условиях уважение к матери? (О формировании образа отца я когда-то писала, поэтому сейчас на этой теме заострять внимание не буду.) Проще всего сказать: «А пусть она соответствует, тогда и уважение будет». Но ведь это смотря на чем акцентироваться. В каждом человеке есть достоинства и недостатки. Если так рассуждать, то получается, что только идеальный человек достоин уважения. Но тогда почему апостол Павел призывал рабов оказывать уважение любому хозяину, не только доброму и милостивому? И Господня заповедь чтить отца и мать дана безо всяких отсылок к их поведению. Да и при общении с другими людьми не следует забывать, что каждый человек сотворен по образу Божию. (Хотя своими грехами он этот образ может сильно осквернить.)

Зачем нужно уважение?

Когда мы сталкиваемся с любой мало-мальски серьезной проблемой, ее, прежде всего, необходимо осмыслить и лишь потом искать пути решения. Сегодня, правда, многим хочется сразу, не напрягаясь, получить готовые рецепты, но таким образом далеко не уедешь. Жизнь чрезвычайно разнообразна, и без осмысления происходящего человек с высокой степенью вероятности рискует оказаться в положении дурня из популярной сказки. Помните? Бедняга не мог вовремя сориентироваться и прикладывал конкретные советы не к тем обстоятельствам, к каким следовало: на свадьбе начинал горько плакать, а на похоронах – радоваться и поздравлять родственников умершего. За что ему постоянно перепадали тумаки и оплеухи.

Итак, попробуем осмыслить. Прежде всего, зададим вопрос: а так ли уж оно нужно, это уважение? Вопрос отнюдь не праздный, ведь если бы необходимость уважительного отношения друг к другу была для всех очевидной, люди не перенимали бы с такой легкостью противоположные модели поведения. Конечно, тут очень важна игра на страстях: гордости, тщеславии, честолюбии, эгоизме. Захваченный этими страстями человек пытается возвыситься над окружающими, демонстрируя им свое «фе». Но страсти были всегда; это, так сказать, личное дело каждого. А вот идейное обоснование хамства и разрушения Богом установленной иерархии под маркой борьбы за равноправие – явление относительно новое и гораздо более массовое. Это уже работа с общественным сознанием. И она, как мы знаем из истории, может оказаться весьма успешной. Особенно если идеи будут облечены в привлекательную оболочку и созвучны тому, чего смутно, неосознанно желает общество. А оно в разные эпохи бывает подвержено разным умонастроениям. То, что когда-то не имело шансов на популярность, спустя энное число лет вполне может быть встречено на ура.

Возьмем хотя бы так называемые партнерские отношения родителей с детьми. Казалось бы, чушь несусветная. Ну, какой из ребенка «партнер»? Партнер – это равный, компаньон, товарищ. А ребенок даже в игре (еще одно значение слова «партнер» – «соучастник игры») часто не может быть адекватным партнером: плачет, проигрывая, хочет, чтобы ему поддались. Тем более – в жизни! Коли равные права, то извольте иметь и равные обязанности, иначе это не партнерство, а чистой воды надувательство. Но какие обязанности у ребенка, даже не очень маленького? Прибрать в комнате, помыть посуду и иногда сходить в магазин за хлебом и молоком? (Серьезные закупки детям обычно не доверяют.)

Но ведь идеология партнерства, несмотря на свою очевидную нелепость, пришлась по вкусу многим взрослым! (Через некоторое время они, правда, видят, что ситуация зашла в тупик: никаких равноправных, то есть предполагающих равную степень ответственности, отношений с детьми не получается, а получается игра в одни ворота, и ребенок растет нахальным и безответственным. Но неприятные последствия наступают потом, а сперва взрослые считают, что так вести себя с детьми умно и правильно. Дескать, мало ли что было раньше? Сейчас другая эпоха, все должно быть по-новому!) Попадаются же они на удочку партнерства потому, что, во-первых, оно дает иллюзию дружбы и душевной близости, которых так не хватает людям при нынешней атомизации общества. Во-вторых, когда ты на равных с ребенком, то ты и сам почти дитя. А значит, соответствуешь модным эталонам, ведь сохранение молодости до гробовой доски – прямо-таки идея фикс современного общества. Да и элемент игры, присутствующий в партнерских отношениях с ребенком, многим импонирует. «Цивилизованный» мир вообще все пытается превратить в игру. Даже человека уже предлагается именовать не «сапиенсом» (разумным), а «люденсом» – играющим. Якобы это чуть ли не основная его характеристика.

И все-таки: нужно или не нужно? Сторонники «неавторитарного» подхода, естественно, говорят, что нет. Что гораздо важнее не потерять доверие ребенка. А потому предлагают действовать исключительно методом убеждения. И то – лишь пока ребенок готов вас выслушивать. Если же ему надоест, он вправе повернуться спиной и потребовать, чтобы его «не грузили». В странах, где такие методы взаимодействия с детьми не просто пропагандируются отдельными энтузиастами, а уже законодательно вменяются в обязанность родителям и учителям, постепенно запрещаются все виды наказаний. В Голландии, например, как указывают местные источники информации, «педагогически допустимыми наказаниями» считаются «штрафной стул», календарь поощрений и подчеркивание позитивных качеств. То есть фактически наказания отменены, ибо «штрафной стул» для хулиганов школьного возраста – это просто смешно. Да и с отменой поощрений и похвалы (ведь только в таком контексте это можно записать в разряд наказаний) все не так однозначно. Ювенальная юстиция, стоящая на страже прав ребенка, вменяет в обязанность родителям снабжать детей карманными деньгами (так что ребенка нельзя в наказание их лишить), обеспечить чаду персональный компьютер и телевизор, гарантировать досуг и общение с друзьями. Так что и гулянки в наказание уже не запретишь. А уж о влиянии на выбор друзей нечего и заикаться!

Сама постановка вопроса, когда ребенок борется с родными за свои «права», а чужие дяди и тети его науськивают: дескать, тебя папаша с мамашей не обижают, деточка? а то ты только скажи! мы им покажем… – сама такая постановка вопроса свидетельствует о том, что ни о каком уважении к родителям речи уже не идет. Это жалкие, презренные людишки, которые должны к тому же терзаться чувством вины из-за того, что они, находясь в плену варварских, архаических предрассудков, смели считать детей своей собственностью и претендовать на – вот смех-то! – какое-то там уважение! В то время, как удел современных родителей – рабски угождать своим отпрыскам, которых они, не имея на то ни моральных, ни физических оснований, дерзнули произвести на свет.

В итоге, поскольку равенство в природе невозможно, достаточно быстро создается новая, извращенная иерархия, в которой дети властвуют над родителями. А детьми командуют чиновники, которые стараются как можно больше отдалить их от семьи и приблизить к восприятию антисемейных ценностей «нового прекрасного мира». Мира, в котором разврат считается уже не развратом, а очень даже эффективным способом самовыражения, наркотики «расширяют сознание», способствуют развитию творческих способностей и преодолению депрессии, аборты помогают справиться с нищетой и перенаселением планеты, эвтаназия прекращает страдания больных. А христианство с его моральными нормами и заповедями объявляется негуманным, нетолерантным, провоцирующим вражду и значит – для блага общества – подлежащим запрету. Совсем открыто это пока не декларируется, но де факто постепенно происходит, чему, особенно в последние годы, уже полно свидетельств.

В такой обстановке лишение родителей авторитета чрезвычайно опасно, потому что, когда ребенок сам себе голова, в эту незрелую голову очень легко проникают душевредные идеи. Вот что пишет по данному поводу психолог Арина Липкина, проживающая в США: «Когда подросток взрослеет, шансов выйти из-под контроля становится все больше. На пути встают опасные соблазны: ранний секс, наркотики, оружие, секты. В это время обеспеченные родители, как правило, переводят своих детей в частные школы. Подобные риски там сведены к минимуму. В любом случае, они стараются уделять подросткам больше внимания. Проводить вместе с ними больше времени. Это трудная пора. Родителям важно удержать ранее завоеванные позиции. Требуется немало моральных сил, любви и терпения. Стоит сорваться, как тут же возникает опасность потери контакта с ребенком. Или того хуже – его обращения за помощью в “органы”».

Иными словами, сколько бы родители ни старались завоевать доверие ребенка (а для этого на многое закрывали глаза, не наказывали, не ругали, не запрещали, все всегда старались объяснить и смирялись с тем, если объяснения не действуют, отдавали ребенку все самое лучшее, жили его интересами и т.п.), никаких дружеских, доверительных отношений в ювенальной системе координат все равно не получается. Потому что на друзей в «компетентные органы» не доносят, как бы они тебя ни обидели. Дружба несовместима с предательством. И доверие тоже.

Так чего ради городить огород? Зачем лишать ребенка в детстве чувства защищенности, которое дает вера в то, что папа с мамой – самые главные люди? И той особой трепетной детской любви, детского обожания родителей, воспоминание о котором будет чем дальше – тем драгоценней и которое при партнерских отношениях невозможно, поскольку партнеров не обожают? В угоду чему подвергать плоть от плоти своей всем этим страшным рискам, сопряженным с приобщением к «культуре рока-секса-наркотиков»? И беспомощно наблюдать за тем, как сын или дочь, подававшие в раннем детстве столько надежд, на твоих глазах деградируют, потому что ты им не указ, а те, кого им охота слушать, всячески поощряют и оправдывают деградацию?

Без авторитета взрослых детей невозможно учить и воспитывать. Это азы педагогики, и, наверное, каждый имел возможность убедиться в их истинности на собственном опыте. В любой школе бывают добрые, но чересчур снисходительные учительницы, которые не умеют себя поставить с детьми. И дети, не испытывая к ним никакой неприязни, совершенно этих женщин не слушаются. А часто даже издеваются, испытывая их терпение. Нетрудно догадаться, что и объяснения урока пропускаются мимо ушей. В классе стоит такой шум, что и те редкие дети, которые в подобной обстановке все-таки желают учиться, физически не могут осуществить свое желание.

Так что уважение к старшим совершенно необходимо. Детям – для нормального развития их личности. А родителям – для того, чтобы чувствовать себя нормальными людьми. Ведь жить, когда тебя постоянно унижают, невероятно тяжело. А уж сносить хамство и унижения от детей просто аморально. Конечно, смирение – величайшая добродетель, и христиане должны ее в себе взращивать. Но смирение родителей перед детьми вовсе не означает потакание греху. Наоборот, родители обязаны прививать детям высокую нравственность, всеми силами удерживать их от греха и наставлять на путь спасения. Они будут отвечать за это перед Богом. Смирение же родителей перед детьми выражается совсем в другом: в том, что с рождением ребенка человек кардинально меняет свою жизнь, многие свои привычки, бывает вынужден больше работать и меньше спать, терпеть детский плач и капризы, отказывается от многих прежде любимых занятий, заметно сокращает общение с друзьями. Короче, ни для кого другого большинство людей не совершает такого количества альтруистических поступков, как для своих чад. Поэтому школа смирения в семье весьма серьезная. И заповеданное Богом почитание родителей – необходимое условие для поддержания гармонии и справедливости. Без этого родительские обязанности становятся «бременами неудобоносимыми», и многие люди от них уклоняются, выбирая бездетность.

А мы других уважаем?

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки», – сказал Христос (Мф. 7: 12). Этот нравственный императив настолько важен, что в Евангелии он повторяется дважды, почти слово в слово: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31).

Но мы все равно забываем и нередко не делаем переноса, потому что нам, по нашему эгоизму, часто хочется к себе какого-то особого отношения. Трудно, очень трудно возлюбить ближнего как самого себя.

Однако воспитать в детях уважение, если ты сам не уважаешь других, невозможно. Дети вовсе не такие хорошие психологи, как думают многие, но нарушение иерархии и флюиды хамства они улавливают прекрасно. Ребенок перенимает стиль поведения в семье еще до того, как научится говорить. Поэтому очень важно задуматься: а как мы сами относимся к своим родителям и к родителям жены или мужа, к бабушкам и дедушкам? Так ли уважаем их, как хотели бы, чтобы уважали нас? Не отмахиваемся ли от маминых советов, не кривим ли досадливо лицо: сколько можно учить меня жить, мне уже не пять лет?! Не раздражаемся ли на стариков, у которых развивается склероз? Не говорим ли (в том числе при ребенке), что у них «поехала крыша»? Не предъявляем ли к родственникам (пусть даже только мысленно) претензии: того недодали, недолюбили? Не сводим ли подспудно счеты, когда видим, что ребенок не слушается бабушку, грубит ей, а мы не вмешиваемся, не торопимся призвать его к порядку?

Какой вообще образ мира взрослых формируем мы у ребенка, и какие конкретно образы отца, матери, бабушек, дедушек и прочих родных возникают у него на основе наших рассказов, реплик, поступков? Читая произведения, написанные в те времена, когда уважение к старшим было неотъемлемым признаком любого нормального, а не только высококультурного человека, обратите внимание на то, что даже при описании недостойных родителей все равно соблюдается некая грань. Нет самопревозношения и насмешки, нет злобы и желания поквитаться. Такое выражение своих чувств считалось тогда позорным. И даже если человек сильно сердился на мать с отцом, он не спешил поведать об этом миру, поскольку мир его бы не поддержал. Еще не изгладилось из памяти людей грозное предупреждение Божие: «Злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мк. 7: 10).

Сейчас же даже вполне достойные родственники нередко оцениваются весьма критически, и ребенок гораздо больше знает о том, что они сделали «не так», чем об их достоинствах и заслугах. Сколько женщин (по моим наблюдениям, это больше свойственно слабому полу) никак не может выйти из порочного круга застарелых детских обид, на которые наслаиваются новые, вроде бы взрослые, а по сути – все равно детские!.. Претензии матерей к их собственным матерям как бы витают в воздухе и настраивают детей на такой же лад. О каком положительном образе матери можно тогда говорить?

Маленький ребенок ближе всего к маме. А значит, именно с нее он «считывает» первичную информацию об отношении к людям. Поэтому от того, как она обращается с окружающими, будет во многом зависеть его отношение к ним и к ней самой. Так что совершенно необходимо критически оценить два момента: во-первых, какой пример подает ребенку мама и, во-вторых, какого отношения она сама-то хочет добиться с его стороны.

Если мать подает пример вежливого, заботливого, великодушного отношения к мужу, к своим родителям, к свекру и свекрови, то уже одно это будет настраивать детей на соответствующий лад. Очень важно, чтобы о близких (да и о дальних тоже!) ребенок слышал как можно больше хорошего. А то мы, сами порой того не замечая, даже в бочку меда умудряемся подмешать ложку дегтя.

Например, можно сказать: «А давай мы к приходу папы уберемся, чтобы сделать ему приятное, он ведь так любит порядок». А можно, говоря про ту же уборку, подчеркнуть, что иначе папа будет ругаться. И еще добавить, что он и так приходит с работы злой, а тут – «такой бардак».

Вообще имеет смысл почаще смотреть на себя со стороны и задумываться над тем, как те или иные наши слова и поступки могут быть восприняты детьми, какой урок они из них извлекут, какую память мы о себе оставим. Пройдут годы, дети многое поймут и переоценят. Что потом будет рассказывать выросший ребенок о том, как его мать относилась к близким?

Ребенку важно видеть и копировать почтительное обращение матери со старшими, особенно престарелыми людьми. К сожалению, сейчас это отнюдь не норма. Нередко сталкиваешься с тем, что дети не знают даже азов культурного поведения. Старушка уронит что-нибудь на пол и сама, кряхтя, поднимает. А стоящему рядом внуку в голову не приходит наклониться, чтобы ей помочь. Не потому, что лень, а просто он не видит дома примера и не знает, как себя ведут в такой ситуации.

В журнале «Виноград» (2009. Январь-февраль) было напечатано интервью с невесткой, пожелавшей остаться безымянной. По той мудрости, которая сквозит в ее словах (да и из самого текста), ясно, что за ее плечами уже довольно долгая жизнь. Но вот она вспоминает первые годы замужества и, признаваясь, что ей очень трудно было привыкать к жизни в доме свекрови, поясняет: «Понимаешь, чужой дом! Что, могу я в чужом доме спать, сколько в мою ленивую плоть влезет?! Да не могу! Свекровь уже встала, она умылась… Так я же моложе, я опередить должна и мужу и ей завтрак подать. Стыдно мне было бы молодой и здоровой женщине лежать, когда старая свекровь там за дверью ходит. Стыдно быть ленивой».

Многие ли современные молодые женщины рассуждают таким образом? А ведь именно такое традиционное отношение к старшим формирует у ребенка понятие об иерархии. И, в свою очередь, служит залогом того, что мать тоже имеет право рассчитывать на уважение со стороны младших по возрасту.

Какова наша цель?

Теперь, как говорят на заседаниях, «по второму вопросу»: о том, чего на самом деле добивается мать, ведя себя тем или иным образом. Порою человек или неверно определяет цель, или видит лишь одну сторону медали. Поэтому он бывает обескуражен и разочарован, столкнувшись с последствиями своих же собственных поступков.

Допустим, мама приучает ребенка называть ее по имени. Ей это кажется оригинальным. И действительно, подобное обращение даже при нынешней моде на эпатажность встретишь не часто. Услышав же, что таким образом она лишает себя уникальности в глазах ребенка, женщина будет немало изумлена и, быть может, даже возмущена. Что за глупость?! Она, наоборот, особенная! Все дети называют матерей стандартно – «мама», а она – Алена (Таня, Наташа)! Но это лишь на самый беглый, поверхностный взгляд. Если копнуть глубже, то окажется, что оригинальность такого подхода иллюзорна. Ведь мама для каждого человека единственная (хотя слово для всех одно). А вот Ален, Тань и Наташ в жизни ребенка будет сколь угодно много.

На это обратил внимание еще такой незаурядный мыслитель, как К.С. Льюис. Он, как пишет в посвященной Льюису статье «Счастье в доме» известный американский культуролог и публицист Джозеф Собран, «негодовал по поводу ненужного приложения чисто гражданского фиктивного равенства к приватной ситуации в семье». Родители, позволяющие своим детям называть их по имени, «хотят привить ребенку нелепый взгляд на собственную мать как просто на одного из многих своих сограждан, лишить ребенка знания того, что знает каждый человек, и чувств, испытываемых всеми людьми. Они пытаются втащить безликие стереотипы коллектива в более полнокровный и конкретный мир семьи… Равенство, как и политическая власть, никогда не должно быть прилагаемо praeter necesitatem (лат. “без необходимости”. – Т.Ш. )».

Или возьмем уже упоминавшиеся «партнерские отношения» с ребенком. Маме не хочется стареть, а охота чуть ли не до пенсии оставаться девочкой. (Такие мамы на наших «театральных» занятиях, показывая себя, нередко даже выбирают куклу-девочку с хвостиками или с косичками.) Но к девочке можно относиться в лучшем случае покровительственно. Причем тут уважение к матери?

А иные подсознательно ищут в ребенке «твердую мужскую руку», которой им по тем или иным причинам не хватает в жизни. И позволяют сыну не только собой командовать, но и грубо заигрывать. Как ни удивительно, сейчас порой приходится объяснять, казалось бы, очевидные вещи: что абсолютно недопустимо, когда сынишка хлопает мать по заду, хватает за грудь. Далеко не все сейчас понимают, что это признаки сексуальной расторможенности, весьма опасной для психики ребенка, и вместо того, чтобы пресечь подобное поведение, хихикают. А некоторые взрослые (в том числе отец ребенка или привыкшие еще и не то видеть по телевизору бабушка с дедушкой) могут даже подзадоривать мальца, считая, что в семье «растет настоящий мужик». Но ожидать уважения от таких «настоящих» просто смешно. Особенно если потакать их «галантным ухаживаниям».

(Окончание следует.)

Исламская традиция изначально предписывает доброе и уважительное отношение к родителям. В Священном Коране сказано:

«Твой Господь повелел, чтобы ты поклонялся только Ему, любил своих родителей и относился к ним с почтением. Если один из них ослабеет, или они оба достигнут глубокой старости, не говори им плохого слова, не кричи на них, а говори им ласковые слова, выражающие любовь, доброту и уважение. Будь добр, смирен и милосерден к ним и говори: «Господи! Помилуй их, как они миловали и воспитывали меня, когда я был мал » (сура «аль-Исра», аяты 23–24).

Мухаммад, благословенный Пророк, говорил: «Радость родителей – радость Аллаха. Гнев родителей – гнев Аллаха! » (хадис передали Аль-Тирмизи, Ибн-Хаббан и Аль-Хаким).

Современный мусульманский мир, к сожалению, всё дальше отходит от нравственных идеалов и устоев времён благословенного Пророка Мухаммада и его сподвижников. Но во многих арабских странах и регионах Кавказа до сих пор незыблемым остаётся уважительное отношение к родителям и старикам. Это – одна из самых прекрасных граней Ислама. Так, например, мне самой пришлось прожить четыре года в Иордании, и меня всегда поражало почтительное отношение местных жителей к матери и отцу. Ни одно серьёзное решение в своей жизни молодые люди не принимают без согласия и одобрения родителей. Притом удивительно и то, что в большинстве особо религиозных семей мужчины и женщины, обращаясь к родителям, несколько стыдливо потупляют глаза, испытывая при этом особый трепет. Подобное благочестивое отношение бытовало ранее и в татарской среде.

Достаточно вспомнить старые театрализованные постановки или художественные произведения, повествующие о жизненном укладе наших дедов и прадедов. К большому сожалению, эти моральные устои, формировавшиеся в татарском обществе на протяжении веков, в наши дни постепенно сводятся на нет. Ведь если задуматься, мы стольким обязаны нашим родителям за то, что они вырастили нас, не покладая рук трудились во имя нашего благополучия, не спали ночами, переживали, когда мы болели.

А в большинстве своём современное поколение людей зрелого возраста не в силах отдать и малой доли того, что вложили в своё время в них их родители: внимание, заботу и материальные средства. Мало того, и в старости родители стараются хоть как-то поднакопить из своих денег, чтобы помогать детям и внукам! Конечно, это сказано вовсе не в упрёк молодым, ведь в жизни с её перипетиями далеко не у всех всё складывается удачно.

Но всё же, по сути, достаточно было бы уделить отцам нашим и матерям больше внимания и заботы, быть элементарно вежливыми с ними. Всякий раз, возвращаясь мыслями в детство, вспоминайте, насколько они были терпеливы к вам, и вы, в свою очередь, если даже вам что-то не по душе, проявляйте смирение, подавляя в себе негативные чувства. Ведь в Коране гнев и бранные слова к родителям строго запрещены!

Немало мудрости и познаний по теме благодеяний к родителям мы можем почерпнуть из Священного Писания мусульман и хадисов.

О матерях

Из аятов Корана мы видим, какое место и какую роль занимают родители в этой земной жизни, особенно женщина как мать! Всевышний Аллах в суре «Лукман» сказал:

«Мы завещали человеку быть добрым к своим родителям и заботиться о них, особенно о матери, ибо мать носит его в своей утробе, и её слабость увеличивается по мере того, как растёт ребёнок; и она отлучает его от груди только через два года. Мы повелели: "Благодари Меня и своих родителей: ко Мне все вернутся для расчёта и воздаяния!"» (сура «Лукман», аят 14).

В суре « Марьям» рассказывается о Пророке Исе (мир ему), он сказал:

«Услышав их речь, Иса с дозволения Аллаха сказал им: "Я – раб моего Владыки. Он мне даст Писание (Инжил) и сделает меня пророком. Я буду благословенным, буду совершать добрые деяния на благо людей и призывать их к добру. Владыка повелел мне выстаивать молитвы и давать очистительную милостыню (закят), пока я буду жить. Мой Владыка повелел мне быть почтительным к моей матери и заповедал мне благость к ней. Он меня не сделал жестоким к людям, дерзким и непослушным, лишённым Его милости "».

В Коране разъясняется человеку, что приходилось переносить его матери в период беременности, во время родов или когда она отнимала его от груди.

«Мы заповедали человеку быть благодарным и хорошо относиться к своим родителям. Мать носила его в чреве с тягостью, родила его с тягостью, а срок беременности и кормления грудью – тридцать месяцев, в которые она испытывала все виды мук, страдала и мучилась».

И никто за это не сможет полностью отблагодарить свою мать, даже если отдаст ей всё, что в его силах.

Однажды Ибн-Умар увидел человека, несущего свою маму на плечах и совершающего таваф (обход) вокруг Каабы. Человек сказал: «О Ибн-Умар! Ты думаешь, я уже отблагодарил ее?» Ибн-Умар ответил: «Нет, ты не отплатил ей даже за одну схватку, которую она пережила при родах. Но ты совершил хороший поступок, и за это малое Аллах вознаградит тебя щедро».

Как-то раз Умму Салама сказала своему мужу – Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): « Всеми почестями обладают только мужчины, есть ли они у женщин?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Конечно же, есть. Когда женщина забеременеет, то в течение всей беременности она подобна человеку, постящемуся днём и молящемуся по ночам. Она подобна воину, сражающемуся на пути Аллаха своей жизнью и имуществом. Когда женщина рожает, даруемая ей награда столь велика, что никто не в состоянии объяснить её».

В одном из хадисов также сказано: «Рай находится под ногами ваших матерей ».

Ведь насколько тяжёл труд матери. Мало того, что она вынашивает и рожает детей, жертвуя своим здоровьем, готовит еду, стирает, содержит дом в чистоте и порядке, создаёт уютную и мирную обстановку в семье, она ещё, благодаря своему терпению и выдержанности, переносит капризы детей, на протяжении всей жизни старается поддерживать хорошие отношения с мужем и родственниками. И это при том, что в наши дни женщинам приходится работать наравне с мужчинами, материально обеспечивая себя и семью!

Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) постоянно приказывал хорошо относиться к женам, семье и женщинам вообще. Ведь в деле воспитания детей главную роль играет мать, так как она всегда с ними, от неё во многом зависит, какие благие качества она привьёт своему ребёнку. Из истории мировой цивилизации известно, что за каждым благородным героем стоит благородная мать, без неё вырастить благородное дитя отец не в состоянии.

Проявление почтительности к матери относится к числу важнейших дел, к которым побуждает людей Ислам, на что определённо указывают многие хадисы. Вот некоторые из них: «Аллах запретил вам непослушание, непочтение и чёрствость по отношению к вашим матерям» (хадис от Аль Мугиры). «Наиболее тяжкими грехами являются многобожие и непочтительность по отношению к родителям» (хадис от Абу Бакра). Однажды некий человек спросил благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

– Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения к нему?

– Твоя мать, – ответил ему Пророк (мир ему и благословение).

– А затем кто?

– Твоя мать, – повторил Пророк (мир ему и благословение).

– А затем кто? – в третий раз спросил человек.

– Твоя мать.

– А затем кто?

– Затем твой отец, – ответил Посланник Аллаха (хадис от Абу Хурейра).

Ценя великие заслуги матери, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), благородный Пророк, сказал человеку, спросившему его о том, что такое благодеяние к родителям: «О горе тебе! А жива ли твоя мать? » Тот ответил: «Да ». Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О горе тебе! Не отходи от её ног, ведь там рай » (хадис передал Ибн Маджа). Один человек спросил нашего Пророка (мир ему и благословение): «О, Посланник Божий! Мать у меня состарилась и от старости потеряла разум. Я кормлю и пою её своими руками. Забочусь обо всех её нуждах, а также таскаю её на своей спине. В таком случае считаюсь ли я отплатившим долг свой по отношению к ней? » – «Нет, ибо ты не исполнил и одной сотой части твоего долга к матери ». «Почему? » – спросил человек. «Потому что она заботилась о тебе, желая жизни твоей, когда ты был немощен. Ты же заботишься о ней, ожидая смерти её. Тем не менее, ты сделал ей много добра, за что и будешь вознаграждён ».

Имам Садык рассказывает, что однажды один из мусульман подошёл к благородному Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал ему: «О, Посланник Аллаха, я молод и силён, и я жажду принять участие в битве на пути Аллаха, но моя мать испытывает беспокойство по этому поводу ». Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Вернись домой и будь рядом с ней. Если ты останешься подле своей матери в течение одной ночи, то это лучше, чем год вооружённой борьбы на пути Аллаха ».

Настоящий мусульманин, усваивающий высокие указания Корана и ценные наставления благословенного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ни к кому из людей не может относиться с большим почтением, чем к своим родителям. Именно так поступали сподвижники Пророка, люди сильные духом и телом. Они были настолько же крепки физически, насколько нежны и ласковы со своими матерями. Яхья ибн Абдулхамид рассказывал, что когда Абу Ханифе предложили пост главного судьи, он отказался. Тогда власти пытались заставить его принять этот пост, применив силу. Его посадили в тюрьму и ежедневно избивали, но он стойко переносил все муки и страдания. Однажды ему разбили голову, и он заплакал. Его спросили: «Тебя столько дней били, ты держался, что же случилось с тобой сейчас?» Он ответил: «Эта рана заметна. Если мать увидит её, то она расстроится и будет плакать, а для меня нет ничего тяжелее».

Ибн Хаджар в своей книге «Предостережение от смертных грехов» очень хорошо выразился про ослушивающихся своих родителей. Наверное, слова, сказанные много столетий тому назад, адресованы и тем, кто пренебрежительно относится к своим матерям в наши дни. Там сказано: «О тот, кто небрежен к самым строгим обязанностям, променявший благочестие на ослушание, забывший то, что предписано тебе, пренебрегающий тем, под Которым ты ходишь. Благодеяние к родителям – твоя религия. Ты утверждаешь, что хочешь Рая, так ведь он под ногами твоей матери. Она носила тебя в животе девять месяцев, родила тебя, кормила тебя своей грудью, мыла тебя от нечистот, хорошо относилась к тебе. Она очень сильно переживала, когда ты был болен или на что-то жаловался, платила врачу, чтобы вылечить тебя. Если бы ей предложили пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти тебя, она непременно сделала бы это. И после всего этого ты грубо обращаешься с ней. Она, явно и скрыто, молила Аллаха даровать тебе счастье. А когда она состарилась и нуждается в тебе, ты её не замечаешь. Ты сыт, она голодная, она хочет пить, а твой рот не испытывает жажды. Ты предпочёл свою семью, детей, забыл её помощь. Считаешь сложным то, что очень легко. Её жизнь тебе кажется очень длинной, на самом деле, она коротка. Ты покинул её, а кроме тебя нет ей защитника. А ведь твой Господь запретил плохое отношение к ней. И тебя не минует наказание в этой жизни, которое проявится в виде непослушания твоих же детей, а в будущей жизни ты будешь наказан тем, что будешь далёк от Господа Миров. Он призовёт тебя, ругая и порицая за то, что ты натворил. И поистине, Он ни в чём не обижает своих рабов. Материнство – это чаша самопожертвования. И мать и отец готовы не спать, только для того, чтобы их ребёнок спал, голодать, только чтобы их дитя было сыто…»

Ислам возносит положение родителей столь высоко, что подобных примеров до появления этой религии человечество просто не знало, ведь хорошему отношению и почтительности к родителям в Исламе было отведено место, уступающее по важности только вере в Аллаха и поклонению Ему. «Благодари Меня и твоих родителей».

И отец, и мать, по словам Всевышнего Аллаха, оба заслужили благодарность.

Может случиться так, что мир этот окажется добрым к человеку, он будет жить в полном достатке и будет занят своей красивой женой и детьми настолько, что перестанет заботиться о своих родителях, проявит к ним скупость, забыв о том, сколько средств потратил на него его отец, в результате чего навлечёт на себя гнев Божий. Однажды к благословенному Пророку Мухаммаду пришёл какой-то человек, который сказал ему: «О Посланник Аллаха, есть у меня деньги и дети, но, поистине, отец мой хочет погубить мои деньги!» На это он ответил ему: «Ты и то, чем ты владеешь, – собственность твоего отца».

О роли отца в семье

В деле воспитания детей Ислам выделяет для отца особую, незаменимую роль. Будучи главой семейства, он является хорошим наставником для сына и дочери, воспитывая в них чувство ответственности, смелый дух и сильную волю. Замечено, что мальчики с двухлетнего возраста стараются во всём подражать отцу; уже в этом раннем возрасте в них закладывается мужской стереотип поведения. Отец также должен проявлять доброту и любовь к дочери. Это очень важно в её эмоциональном воспитании, так как в дальнейшем поможет ей построить правильные взаимоотношения в своей семье. Любовь отца к детям внушает им ощущение надёжной опоры, защищённости в жизни. Кроме того, отец учит терпению и стойкости в преодолении сложностей в жизни. Если мать больше любит сердцем, то отец – разумом. Интересно, что ребёнок также по-разному реагирует на родителей: в присутствии матери успокаивается, приближение отца его активизирует, стимулируя на позитивные действия. В этом и проявляется гармония семейных отношений.

В наше время слабая половина человечества ни в чём не старается уступать мужчинам, зарабатывает наравне, а порой – и больше. Но если женщина действительно сильная и мудрая, то она понимает, насколько важно поддерживать авторитет отца в семье, его позицию как защитника, добытчика и кормильца. И это отнюдь не отживший себя стереотип патриархальной семьи. Во все времена такой уклад демонстрировал собой здравый смысл.

Так, например, во многих мусульманских семьях стран Востока не принято баловать своих детей. Однажды меня очень удивил один случай. Будучи в гостях в одной иорданской семье, я стала свидетельницей разговора матери с бегавшими вокруг неё детьми. Хозяйка сварила суп и стала разливать его по тарелкам. Затем достала кусок мяса, разделила его на две половинки и сказала детям: одна из половинок – вашему отцу. Он много работает, старается ради вас, придёт с работы усталый и голодный. После чего вторую половинку разделила также поровну на две части: а эта половинка (указывая на ¼ часть) – вашей маме, мне также приходится много работать. Оставшуюся же часть она поделила на четыре равные доли, так как детей в семье было четверо. Меня поразил тот факт, что эта простая арабская женщина на таком бытовом примере может воспитывать своих детей в духе уважения и почитания к родителям. Невольно я подумала, что мы – россиянки, напротив, в своей безграничной любви к сыновьям и дочерям готовы и свою долю отдать им, лишь бы они были сыты и довольны. Но редко в своём желании всё лучшее отдать детям задумываемся над тем: не вредим ли мы им на самом деле? Ведь тем самым мы лишаем их возможности по-настоящему ценить нас, как родителей, а крепко встав на ноги, – продолжать ухаживать за нами, проявлять заботу и внимание.

О мусульманском этикете

В Исламе запрещается обращаться к родителям с выражениями, которые, хотя и незначительно, могут их обидеть. Если возникает ситуация, когда невозможно одновременно угодить обоим родителям, то надо поступать следующим образом: если необходимо совершить действие, связанное с проявлением уважения, то предпочтение надо отдать отцу, так как каждый берёт родословную от своего отца. В случаях же, где нужно совершить действие, связанное с проявлением заботы и ласки, надо в первую очередь сделать это для матери, потом для отца. Скажем, если отец с матерью заходят в комнату, то следует встать из-за уважения к отцу. Однако если они что-нибудь попросят, то надо преподносить, начиная с матери.

Во время разговора с родителями нельзя повышать голос или же обращаться к ним на высоких тонах. Следует разговаривать с ними почтительно, умеренным тоном и доброжелательно. Родителей следует слушаться, пусть даже они будут неверующими, за исключением тех случаев, когда это касается религиозных норм. Потому что, «довольство Создателя заключается в довольстве родителей». Имам Казим передаёт слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) о праве отца к сыну: «Сын не должен обращаться к отцу по имени, а должен говорить ему «отец». Он не должен шагать впереди своего отца и садиться прежде, чем сядет он. И он не должен совершать деяния, которые станут причиной того, что люди плохо отзовутся о его отце (например, скажут: «Да поразит Аллах отца, который породил такого сына») («Нур ас-сакалейн»).

Родители же, соответственно, тоже не должны плохо обращаться и обижать ребёнка, открывая ему двери неповиновения по отношению к ним.

Отношение к престарелым родителям

Старость похожа на детство: человек, старея, становится слабым, беспомощным, чувствительным и раздражительным. Наше отношение к детям всегда особенное. Особенным должно быть и наше отношение к престарелым родителям. Всё в жизни устроено по мудрым законам Божьим. В этом, пожалуй, и заключается наш сыновний и дочерний долг.

В хадисах сказано: «Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдёт в рай » (хадис от Абу Хурейра). «Аллах откладывает наказание за все грехи, которые пожелает, до Судного дня, кроме непочитания родителей. Воистину, Аллах наказывает совершившего этот грех в этом мире прежде его смерти » (хадис передал Аль-Хаким).

Благодеяние детей к отцу и матери не заканчивается со смертью родителей; оно непрерывно длится и продолжается. Человек из ансаров спросил Посланника Аллаха, благородного Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха, смогу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к своим родителям после того, как они умрут?» Он сказал: «Да, четырьмя способами: обращаясь к Аллаху с мольбами за них, прося о прощении для них, исполняя то, что было ими обещано, оказывая уважение тем, с кем они дружили, и поддерживая родственные связи с теми, с кем связан ты только через них» .

В заключение

Наш Создатель наставил нас на то, чтобы мы не выражали отцу и матери ни малейшего неудовольствия, даже если они сделали что-то, что нам не по душе или поступили в чём-то неправильно, а платили им своей любовью, мягкосердечием и заботой, и это самое малое, что мы можем сделать для них. Поэтому, как мусульмане, давайте же не будем принимать эту западную культуру, которая вольно или невольно проникает в наши сознания через телевидение, западные фильмы и передачи, а постараемся быть лучше.

Ведь известно, что в западных странах взрослые люди довольно редко навещают своих престарелых родителей. Это связано с тем, что достигнув совершеннолетия, они начинают жить отдельно, и в дальнейшем зачастую не проявляют к матери или отцу ни жалости, ни сочувствия. Тот, кто наведывается к ним раз в месяц – демонстрирует «хороший» пример, а нередко люди даже забывают об их существовании, пока не назреет необходимость увидеться с ними по какому-либо обстоятельству или неотложному делу.

Конечно, подобное чёрствое отношение не может являться для нас примером для подражания. Но, к большому сожалению, наше общество ещё также далеко от идеала. Нередко можно увидеть такую картину: человек в довольно грубой форме разговаривает с отцом или матерью, не замечая, что рядом находится его собственный ребёнок, который встав крепко на ноги, повторит то же самое, а, возможно, даже и в более жёсткой форме по отношению к нему же, немощному старцу.

Поэтому так важно учить своих детей на собственном примере уважительно и благопристойно вести себя не только с родителями, но и со всеми пожилыми людьми. Нашим добрым обращением со своими родителями мы сможем обрести надежду на то, что наши дети переймут этот опыт и, в свою очередь, будут добры с нами.

Сердце кровью обливается, когда слышишь новости о том, что всё больше молодых людей в России от 13 лет размещают в Интернете видеоролики со сценами издевательств над случайными прохожими в общественных местах – стариками. У таких детей не может быть светлого будущего, ибо уже сегодня они потеряли в жизни опору. Весьма негативное влияние на молодых людей оказывает телевидение, с его «хитовыми» программами «Comedy club», «Дом-2» и сериалом «Наша Russia», которые на корню рушат моральные ценности, в сознании зрителей рождаются чувство вседозволенности, похабное отношение к окружающим.

С каждым годом дети становятся всё более жестокими, и в этом виноваты, прежде всего, мы сами – взрослые, которые ответственны за происходящее вокруг. Недавно по телеканалу «Эфир» в передаче «Актуальная тема» участвовали две женщины пожилого возраста – активисты с намерением возрождения пионерской организации в стране. Идея сама по себе неплохая, конечно. Но хотелось им задать вопрос: а где же та идеология, на основе которой их мечта могла бы воплотиться в жизнь? На сегодняшний день выход из этого тупика только один – возрождение утраченных духовных ценностей, в частности, путём внедрения в школьные программы религиозных дисциплин. Но, пока идёт подготовка к составлению учебных программ и пособий к этим дисциплинам, давайте задумаемся над тем, каким образом уже сегодня мы можем изменить к лучшему прежде всего самих себя? Какой пример мы готовы дать своим детям дома и как нам дальше вести себя с окружающими и, прежде всего, с самыми близкими нам людьми?

«Благодари Меня и своих родителей: ко Мне все вернутся для расчёта и воздаяния!»

«Вспомните, как Мы заключили с сынами Исраила договор: "Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закят". Но вы, за исключением немногих, нарушили, ибо вы - упрямый народ».

В Исламе заложена уникальная и самая гуманная система воспитания и установления между людьми достойных человеческих отношений, чего не сумела добиться ни одна другая система и ни одно другое законодательство. Хочется надеяться, что нашему народу удастся вернуть те духовные ценности, которые были утрачены за последнее столетие.

Кандидат филологических наук,

старший научный сотрудник ИЯЛИ .