Open
Close

Как себя вести с инфантильными родителями. Трудности в обучение детей страдающих инфантилизмом


Инфантильными называют людей, которые боятся брать на себя ответственность, взрослеть. Годы идут, а ваш ребёнок мечтает о принцах или играет в игрушки? Признаки инфантильности - это нежелание взрослеть и отвечать за свои поступки. Но очень часто родители сами виноваты в незрелости своих детей. Одно дело быть наивным в 8 лет, совсем другое - в 18 или даже в 28...

Как распознать инфантилизм? Увы, лет до 10 это практически невозможно. Все дети любят играть и делать то, что хочется, а не то, что надо. Но к 13-14 годам ребёнок должен понять, что в жизни необходимо поступаться своими интересами, думать о других и очень часто делать не то, что хочется, а то, что необходимо. Чем старше ребёнок, тем больше не него ложится ответственности. Необходимо помогать родителям по хозяйству, делать уроки без посторонней помощи, играть с младшими братьями или ходить в магазин за хлебом.

Но у некоторых детей это понимание почему-то не приходит. Вместо того, чтобы слушать учителя, могут спокойно прогулять урок или болтать с соседом по парте. Вместо уборки по дому сидят часами играют на компьютере а потом обижаются на родителей, что те не купили ему обещанную куртку. Придумывают всяческие отговорки, чтобы не ходить на контрольную, или забрать младшую сестрёнку из детского сада.

Но главная опасность инфантилизма заключается в будущем: такие дети очень редко устраиваются на достойную работу, практически никогда не женятся и продолжают жить с родителями до тридцати лет. А потому, что всё это требует большой ответственности - работа, семья, домашние дела, да и серьезные и обустройстве быта. А так хочется, чтобы кто-то вместо тебя приготовил завтрак, постирал тебе бельё и купил продуктов! Инфантилы очень часто меняют друзей и партнёров потому, что те постоянно их в чём-то разочаровывают.

Откуда же берутся инфантилы? Существует версия, что сами родители и приучают своих детей ни к чему не стремиться. Посудите сами: благополучная семья купить всё, что необходимо для развития ребёнка, выучит, оденет и накормит. А какая цель будет у ребёнка? Если ему не нужно зарабатывать на обучение, на одежду и еду, вряд ли к моменту зрелости он будет готов для самостоятельного принятия решений. Но с другой стороны, если родители поощряют в детях независимость и самостоятельность, то такие дети надолго не останутся в детстве.

По наблюдениям психологов чаще всего не хотят взрослеть поздние, долгожданные дети, младшие в семье, часто болеющие дети и наследники успешных людей.

Конечно, зачем мыть посуду, если есть домработница? Зачем подметать пол, вдруг разовьётся аллергия на пыть? Зачем выгуливать собаку, если это могут сделать страший брат или сестра? Вот и получается, что ребёнок просто не хочет что-то делать - зачем? И как известно, что мальчики, которых мама оберегала от всех бед, водила за ручку в школу, ограждала от "плохих" друзей, вырастают никудышними мужями - мужчина просто боится брать на себя ответственность. А девочки, чересчур обожаемые своими папами, будут очень зависимы от мнения своих мужей.

Так как вырастить уверенного, по-настоящему взрослого человека?

Поощрять самостоятельность во всех её проявлениях. Если малыш хочет идти в зелёной рубашке - пусть идёт, даже, если она не походит к оранжевым шортам. Если девочка хочет сварить пельмени, но вместо ужина получается каша - непременно хвалите, но между делом подскажите, что их нужно помешивать. Чаще интересуйтесь делами своего отпрыска - о школе, об учителях, о школьных дисциплинах. Устраивайте семейные праздники, ведь, если ребёнку не будет хватать внимания со стороны родителей, он будет искать самоутверждения в компаниях сверстников (плохих или хороших). Ну и конечно, не забывайте о домашних делах, которые по силу вашему чаду - пусть у ребёнка будут свои обязанности по дому.

Психический инфантилизм - такая психофизическая незрелость ребенка, которая приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему. Предпосылки к психическому инфантилизму создаются конституционально-генетическими, эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими вредностями в период беременности, асфиксией в родах, тяжелыми инфекционными болезнями в первые месяцы жизни. Его развитию способствует эгоцентрическое или тревожно-мнительное воспитание. Первый вариант психического инфантилизма — истинный, или простой (по В. В. Ковалеву) - базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми, задерживается созревание способности верно оценивать ситуации, когда следует соответственно их изменениям менять и поведение, а также способности предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы. Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года, и при поступлении в детский сад возникает потребность поместить такого ребенка в младшую группу, а при достижении им школьного возраста оставить малыша «на дозревание» в детском саду.

Психический инфантилизм - это не общая задержка умственного развития. При его наличии дети осваивают фразовую речь в обычные сроки и даже раньше, задают вопросы и рисуют в полном соответствии с возрастными нормативами, своевременно осваивают чтение, счет, психически активны и даже бойки. Они нередко высказывают оригинальные мысли, свежо воспринимают природу. Родителей и воспитателей дошкольных учреждений смущают их наивность, несоответствие их поведения возрасту и неприспособленность к реальности. Они не то чтобы не способны обдумать свои поступки, они, скорее, просто не задумываются над ними. Живость психически инфантильного ребенка - не расторможенность, а скорее жизнерадостность, бьющая через край эмоциональность 2-3-летнего ребенка, хотя ему уже 4-5 лет. Их неосмотрительность, неосторожность - результат не умственного отставания, а наивности ребенка, который не представляет, что его можно обидеть. Они добры и не ожидают зла. Их манера вольного обращения со взрослыми не от грубости и бесцеремонности, а от щенячьей радости жизни и той же безоглядной живости, когда отсутствует представление о том, что можно, а что нельзя. Психически инфантильные дети наивно предлагают взрослому побегать и поиграть с ними, порадоваться, не понимая, что маме и бабушке не до этого. Они во всем следуют от себя, от своего восприятия жизни. Поэтому они неизменно и безмятежно веселы, шаловливы, а если всплакнули, то на миг, не помня зла. Их детскость подкупает взрослых и как-то сама собой подводит к воспитанию психически инфантильных по эгоцентрическому типу, к любованию непосредственностью «малышки», «крошки» до тех пор, пока реальность, необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Таких детей занянчили в младенчестве и не заметили, на какой непростительно долгий срок затянулся этот период. И инфантильные дети не хотят взрослеть и даже говорят сюсюкая. Они знают, что такое будущее, но оно для них как бы не существует, они как бы застряли в настоящем.

«Нельзя» и «надо» инфантильные дети не воспринимают, а горький плач столь «маленьких» так обезоруживает взрослых, что и время развития этих основополагающих понятий оказывается упущенным. Спохватываются тогда, когда требование выполнять «нельзя» и «надо» вызывает у инфантильного ребенка уже недоумение, обиду и, естественно, бурный протест. И он капризно требует того, что нельзя, не приемлет то, что надо, и желает, чтобы все было, как он хочет. Инфантильные дети добры, но результат их развития таков, что они не понимают, когда можно пошалить, а когда нельзя, так как в семье неприятность или горе.

Сверстники подходят к ним как к равным, но общения не получается, ибо инфантильные в поведении, навыках и умениях выглядят явно младше развивающихся нормально. Естественно, такие дети крайне несамостоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. Они не только одеваться, но и есть самостоятельно не желают, их воспитательница в детском саду не знает, плакать ей или смеяться, - 4-летнего ребенка впору брать на руки. Врожденная или приобретенная в первые месяцы жизни тенденция к инфантильности, в таком случае, не преодолевалась воспитанием, а, напротив, развивалась и закреплялась. И вот результат: инфантильному ребенку пришло время идти в школу, а он не готов к ней. Однако возраст есть возраст, требования к нему определенны, и ребенка с психическим инфантилизмом отправляют в его возрастную среду, где он сталкивается с реальностью и вначале удивляется, а потом огорчается - тяжко, до истерического невроза.

Для инфантильных детей характерна богатая природная эмоциональность, но она не обогащается параллельным развитием качеств истинного ума, которые обеспечивают полноценную ориентацию и социализацию, а потому не достигает уровня зрелых чувств. Они неподдельно радуются, гневаются, печалятся, симпатизируют, испытывают страх - и все это бурно, через край. Их мимика, как и жестикуляция, жива, выразительна. Но они не знают глубокой любви, истинной печали, настоящей тоски. Им неведомы тревожность и застенчивость. Удручает отсутствие у них эмоциональ­ной сдержанности. В них нет эмоциональной основательности, чтобы плакал, так плакал, а радовался, так уж радовался.

Их эмоциональность - как летний дождик: и капает, и солнышко, а в результате - ни того, ни другого. Более всего у инфантильных детей страдает волевое начало. Задержка развития лобных долей головного мозга с их функцией долговременного целеобразования и планирования предопределяет и тенденцию к задержке формирования воли. Неправильное воспитание усугубляет инфантильность волевого фактора у таких детей. Какая уж тут воля, если ребенку до 5-7 лет неведомы серьезные усилия в преодолении трудностей. Волевой компонент заложен в темпераменте, но и эту его сторону, как и прочие, полезные, не развили. И волевое начало у инфантильного ребенка так и не разовьется, если не принять мер к перевоспитанию.

Таким образом, в возникновении психического инфантилизма зримо прослеживается взаимосвязь биологических и микросоциальных причин, которые порождают детскую нервность или трудность.

Второй вариант психического инфантилизма - общая психофизическая незрелость по инфантильному типу (гармонический инфантилизм, по Г. Е. Сухаревой). Предпосылки и причины его те же, что при первом варианте. Однако незрелость во втором варианте касается не только психического, но и физического развития. Ребенок не только ведет себя как более младший по возрасту, но и выглядит в 5 лет как 3-летний. Он рождается с небольшими массой тела и ростом, миниатюрен. Это «мальчик-с-пальчик» или «девочка-дюймовочка». Таких детей и называют уменьшительными именами: «гуленька», «зайчик», «рыбка». Ребенок с этим вариантом психического инфантилизма грациозен, подвижен, но слаб и хрупок. Не отставая в психомоторном и психоречевом развитии, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций. Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и нестерпимо несамостоятелен. Его хрупкость, миниатюрность вызывают тревогу у родителей. У него плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он шалун, но в меру, часто тихоня. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. И его воспитание, как правило, приобретает тревожную направленность. В детском саду воспитательница оберегает его. Это не вызывает у него протеста, поскольку он опасается сверстников. Учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже сверстники охотно играют с ним, отводя ему роль маленького, проецируя на него зарождающийся родительский инстинкт, защищают, утешают, если он плачет, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Если события развиваются в таком же направлении, он, и став взрослым, продолжает играть ту же роль. И тогда речь идет о мужчине-сыне, женщине-дочери уже в брачных отношениях, когда его опекает жена, ее - муж. У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем, правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье. Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсируют развитием ловкости. И вновь мы видим — воспитание решает все. Необходимы только терпение, любовь и мудрость родителей.

Совершенно недопустим третий вариант психическо­го инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания. Подобное чаще всего бывает у родителей, страстно мечтавших о ребенке, истосковавшихся в ожидании его. И вот шестеро взрослых любуются и тешатся одним младенцем. Самый интересный детский возраст - от 2 до 3 лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем, хотят и преуспевают в этом. Третий вариант психического инфантилизма целиком обусловлен неправильным воспитанием, когда здорового сделали незрелым и развитие лобных функций мозга искусственно задержали. Инфантилизм в таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой, от сверстников и жизни ребенка отгораживают. За ребенка думают и все за него делают родители, они же убирают препятствия с его жизненного пути и, что бы он ни сделал, все ему прощают. А он, не ведая ни о чем, идет навстречу жизни, и встреча эта не сулит ему ничего хорошего. Дело осложняется тем, что, как уже подчеркивалось в предыдущих главах, психическое развитие следует жесткой программе и упущенное по возрасту во многом оказывается упущенным навсегда. У ребенка не было объективных данных для появления инфантилизма, его выпестовали искусственно. В результате после 5-7 -лет ребенок уже инфантилен объективно, как если бы ему повреди­ли мозг. В первых двух вариантах начиналось с повреж­дения, в третьем - кончается им. Третий вариант хуже первых двух, хуже и прогноз, тяжелее его преодоление.

В конце концов родители впадают в панику. Крупный и внешне ни в чем не уступающий сверстникам ребенок на уроке извлекает из портфеля игрушку и забавляется ею; встает, не обращая внимания на запрет учительницы, и идет к двери; разговаривает с соседом и просится к маме. Дома он стремится только играть. Он эгоистичен и не признает отказа ни в чем. Состояние родителей он попросту игнорирует. Он капризен, требователен и истеричен. Его детскость уже никого не радует, и родители умоляют: «Доктор, помогите!». А доктору грустно. Перед этой семьей были другие пациенты с тяжелыми врожденными или возникшими по не зависящим от родителей причинам заболеваниями. В этих случаях следует лечить и помогать беде. А тут сами родители здорового ребенка превратили в больного. При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.

Все вышесказанное - серьезное предупреждение тем родителям, бабушкам и дедушкам, которые поощряют инфантильное развитие своих детей и внуков. Пресловутое сюсюканье, восхищение детскостью «милой малютки», сверхопека, воспитание трехлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как трехлетних чреваты тяжелейшими последствиями. В угоду эгоистическим тенденциям, наслаждению детством «дорогой крошки» приносится в жертву будущее человека. Ребенка, который родился с психическим инфантилизмом или приобрел его в связи с неблагоприятными воздействиями в первые месяцы жизни, лечит врач-психоневролог. Лечение должно способствовать дозреванию высших нервно-психических функций. По показаниям его консультируют у врача-эндокринолога.

Главное же в преодолении психического инфантилизма — правильное воспитание. Усилия направляются прежде всего на социализацию ребенка. Подчеркнуто, настойчиво оттеняются понятия «надо», «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Соблюдение с первых месяцев жизни режима сна, бодрствования, вскармливания в данном случае важно еще и как дисциплинирующее, социализирующее ребенка воспитание. Ребенку настойчиво разъясняют последствия его ошибок, шалостей. Ему предоставляют самостоятельность и позволяют ушибиться, чтобы дать возможность прочувствовать, когда и отчего бывает больно. Такого ребенка постоянно побуждают преодолевать посильные трудности, неприметно помогая и радуясь вместе с ним его победам. Радость эти дети любят, остается только доказать им на практике, что она заключается в преодолении и в достижении результата, цели. Инфантильного ребенка своевременно, не щадя усилий, обучают навыкам и умениям. И это в данном случае не только необходимо для обыденной жизни, но и является путем к преодолению психического инфантилизма. Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, а его следует побуждать к общению со сверстниками, помогая равноправно сотрудничать с ними, улаживать конфликты. Чрезмерность проявления эмоций мягко гасится; взрослые воспитывают в нем углубленную эмоциональность, особенно отзывчивость.

Воздействие родителей на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним играют во все, что встречается в жизни ребенка его возраста. Играют, например, в «детский сад», где он в роли воспитателя, а отец - в роли непослушного ребенка. В игре отрабатывают навыки, необходимые для успешной адаптации в детском саду. С ним обыгрывают саму детскую игру, готовя к играм со сверстниками. В совместной игре высмеиваются безалаберность, неорганизованность, непродуманность последствий поступков и сами неразумные поступки, эгоизм. В игре ставится цель, разрабатываются планы ее достижения, в игре же она реализуется.

Если, несмотря па все прилагаемые усилия, инфантильный ребенок окажется неготовым к школе к 7 годам, лучше задержать такого ребенка на год в подготовительной группе детского сада и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника, чем скомкать начало школьного обучения, а возможно, и все обучение в целом.

Детская инфантильность – это эмоциональная незрелость, а не задержка умственного развития: дети осваивают речь в обычные сроки, задают вопросы, нормально рисуют, читают, считают, психически активны и даже бойки.

Психологический инфантилизм первого типа (по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы.

Такие дети отличаются от других своей наивностью, неприспособленностью, их поведение не соответствует возрасту. Часто они действуют неосмотрительно, неосторожно, не представляя, что кто-то может их обидеть. Вместе с тем инфантильные дети способны к оригинальному мышлению, чувствуют художественную красоту, музыку.

Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» — ребенок 4-5 – ти лет напоминает 2-3 –летнего. Он готов играть и веселиться бесконечно и призывает домашних играть и веселиться с ним.

Инфантильный ребенок будет теребить бабушку, упрашивая почитать ему или поиграть в игрушки, даже если бабушка расстроена или нездорова, и это заметно. Их детскость подкупает взрослых. Вся семья любуется «малышкой» или «нашим мальчиком» до тех пор, пока необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Их младенчество слишком затянулось. И инфантильные дети не хотят взрослеть, для них будущее как бы не существует, они «задержались» в настоящем.

Такие дети крайне не состоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. Они не желают самостоятельно одеваться и есть, просятся «на ручки»… Видимо, семья в свое время поощряла такое поведение!

И вот результат: инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Но ребенку исполняется шесть, а потом семь лет, и в школу все-таки приходится идти. Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и вначале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза. Инфантильный ребенок уже готов стать трудным.
На языке медиков это звучит примерно так: «Детская инфантильность может сменяться личностной дисгармонией и завершаться психопатией истероидного типа».

Незрелость во втором варианте психического инфантилизма (гармонический инфантилизм, по Г.Е. Сухаревой) касается не только психического, но и физического развития.

Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний. Он мал ростом, мало весит, грациозен, миниатюрен, однако слаб и хруп. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций.

Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятелен. Его хрупкость, миниатюрность вызывают у родителей тревогу. У ребенка плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он может слегка пошалить, но чаще ведет себя тихо. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. Родители тревожатся, боятся за него, но в этом-то как раз и таится опасность.

Ребенок приходит в садик, и воспитатели инстинктивно начинают оберегать его. То же самое и в школе – учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже в играх ему отводится роль маленького; сверстники защищают его, утешают, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Во взрослом возрасте на этой базе формируются типы мужчины-сына, женщины-дочери, опеку над которыми берут на себя супруги.

У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения: психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. В классе они, как дошкольники, обращают в игру любую школьную ситуацию. Во время урока могут подойти к учительнице и приласкаться, использовать учебные принадлежности как игрушки. На замечания учителя либо не обращают внимания, либо обижаются.

У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье.

Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их. Физическую же слабость и малый рост компенсирует развитием ловкости. И вновь мы видим – воспитание решает все!

К 10-12 годам дети, как правило, выправляются. Но иногда темп созревания бывает настолько медленным, что, уже, будучи подростками, они рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Стремясь к новым впечатлениям, они нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в авантюрные истории, иногда с трагическим исходом (это еще одна опасность, связанная с инфантильностью!)

Родителям следует опасаться развития третьего варианта психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания.

Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца. Вся семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается.

Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь. Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться! Родители, склонные к гиперопеке, задумайтесь: после пяти с половиной лет ваш ребенок уже может пребывать в таком состоянии, как если бы ему повредили мозг!

Каковы признаки инфантилизма, развивающегося по третьему варианту? Физически малыш развит абсолютно нормально, но ведет себя, как ребенок: может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности. Он не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует.
При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.

Один из самых ярких типов отношения к ребенку со стороны близких и одна из грубейших педагогических ошибок – это вознесение его на пьедестал.
С малых лет ребенок со среднестатистическими данными привыкает к тому, что он обожаем в любом случае; каждый его успех воспринимается как доказательство его одаренности, превосходства над другими; каждый его проигрыш переживается всей семьей; каждый его соперник считается злейшим врагом – так формируется завышенная самооценка.

Встретившись лицом к лицу с реальностью, ребенок может испытать настоящий шок. И, сохранив привычку жить в теплице, ограждающей его от вселенских невзгод, скорее всего, он и будет стремиться жить в этой теплице или ее имитации.

Советы для родителей инфантильных детей. (Автор — психолог А. Томилова).

1.Ребенок должен знать свои систематические обязанности, а также меры порицания за их невыполнение. Но при этом ему нужно давать наиграться. С дошкольниками и младшими школьниками нужно играть во все, что встречается в их жизни: в «детский сад», в «больницу», в «школу», где они должны выступать в сильной, положительной роли.

2.Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, так побуждайте его к общению со сверстниками, учите сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.

3.Даже по отношению к навязчивым инфантильным детям следует избегать «отрицательного внимания» — окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания (за неимением других) и в дальнейшем стремиться провоцировать их.

4.Для любых детей вредно расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи. Обязанности и запреты, признаваемые всеми членами семьи, дадут возможность ребенку ощутить свою ответственность сначала за малые, а потом и за серьезные решения.

5.Если вы с детства советуетесь с ребенком, обсуждаете с ним важные семейные дела (он может предложить какую-либо деталь, и члены семьи ее примут), то он почувствует свою значимость.

6.Если ребенок окажется не готов к школе к 7-ми годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

7.Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений. Ребенку надо давать пробовать свои силы. Если он бредит футболом или танцами – дайте ему возможность проявить себя в том, что его так привлекает. Вероятно, он сам позже решит, что его все-таки больше привлекает.

8.Необходимо помнить, что до определенного возраста мнение родителей и авторитетных взрослых является также мнением ребенка. Если мама трагически вскрикивает каждый раз, когда малыш выводит в тетради по письму закорючку чуть длиннее или короче, чем надо, то ребенок будет нервничать гораздо сильнее! Дети склонны многое преувеличивать. Относитесь к неприятным ситуациям проще, и ваш ребенок не получит от вас по наследству повышенную тревожность, ощущение нарушенной безопасности, невезучести, неблагополучия.Не программируйте судьбу вашего ребенка, предоставьте ему возможность самостоятельно ее создать!

По материалам книги Т.Б. Анисимовой » Ваш ребенок идет в школу».

Инфантильный ребенок в школе

Пути коррекции

Что такое «синдром психического инфантилизма»?

— личностная незрелость преимущественно эмоционально-волевых свойств, сохраняющих черты более младшего детского возраста.

Как проявляется этот синдром у первоклассников и младших школьников?

— в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации,
— неумении сдерживать свои желания и эмоции,
— детской непосредственности,
— преобладании игровых интересов в школьном возрасте,
— беспечности,
— повышенном фоне настроения,
— недоразвитии чувства долга,
— неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей,
— повышенной подражаемости и внушаемости,
— относительной слабости абстрактно-логического мышления, словесно-смысловой памяти,
— дефицита познавательной активности при обучении,
— отсутствии школьных интересов, несформированности "роли ученика"
— быстрой пресыщаемости в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения,
— стремлении быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует,
— недостаточной дифференциации межличностных отношений,
— более медленным усвоением воспитываемых навыков и знаний об окружающем мире.

Психический инфантилизм — это заболевание?

— синдром психического инфантилизма может быть отнесен к группе поведенческих расстройств, однако, в связи с отсутствием чётко выраженной асоциальности в их проявлениях, они выделены в отдельную группу . По своей сути это не заболевание, а состояние нервно-психической сферы ребенка, своеобразный фон, на котором в зависимости от разнообразных внешних и внутренних факторов могут формироваться поведенческие и эмоциональные расстройства.

Проявления психического инфантилизма у всех детей одинаковы?

— синдром психического инфантилизма неоднороден как по причинам своего возникновения, так и по клиническим особенностям, а также по степени выраженности различных компонентов его структуры и по динамике последующего развития, которая зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Существуют несколько "вариантов" психического инфантилизма.
В зависимости от варианта выбирается тот или иной путь индивидуальной медико-психолого-педагогической коррекции (с учетом возможной динамики и социального прогноза).

При «общем» или «гармоническом» психическом инфантилизме встречается относительно пропорциональное сочетание психической и физической незрелости (ещё его называют "психофизический инфантилизм", т. к. детей с этой разновидностью психического инфантилизма отличает не только не соответствующие паспортному возрасту поведенческие и эмоциональные реакции, но и задержка в росте; тип телосложения, свойственный более младшему возрасту; детская пластичность мимики и двигательной сферы). Ребёнок по своему поведению, эмоциональным реакциям и физическому развитию вызывает у окружающих предположение, что ему лет, скажем, 5 (а не 7 или 8, 9 как есть "по паспорту").

Бывает, что инфантилизм формируется в связи с длительными, нередко хроническими, заболеваниями дыхательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и других систем организма развивающегося ребенка ("соматогенный" инфантилизм). Постоянная физическая утомляемость и психическая истощаемость, как правило, затрудняют активные формы деятельности, способствуют формированию робости, тормозимости, повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, опасения за своё здоровье и жизнь близких людей. Вносит свою летпу и "надомное обучение" (отрыв от коллектива, в результате чего — неумение выстраивать отношения со сверстниками). Вместе с тем, такие качества личности развиваются и под влиянием гиперопки (повышенной заботы), режима запретов и ограничений, в условиях которых находится больной ребенок.

Встречается вариант осложненного психического инфантилизма (сочетание признаков психического инфантилизма с другими, несвойственными ему, психопатологическими синдромами и симптомами — "дисгармонический инфантилизм", "органический инфантилизм"). При дисгармоническом варианте психического инфантилизма признаки эмоционально-волевой незрелости, свойственные любому виду инфантильности, сочетаются с неустойчивым настроением, эгоцентризмом, неумеренными потребностями, повышенной аффективной возбудимостью, конфликтностью, грубостью, лживостью, склонностью к вымыслам, хвастливости, повышенному интересу к негативным событиям (скандалам, дракам, несчастным случаям, авариям, пожарам и пр.). Наряду с этим нередко обнаруживаются признаки расстройств сферы влечений: ранняя сексуальность, жестокость по отношению к слабым и беззащитным, повышенный аппетит и другие поведенческие нарушения.

Органический инфантилизм — это одно из проявлений отдаленных последствий органического поражения головного мозга, имевших место на ранних этапах развития ребенка. Наряду с общими для инфантилизма проявлениями у таких детей наблюдаются симптомы церебрастений: приступообразный характер головных болей; колебания уровня работоспособности не только в течение недели, но и одного дня; неустойчивость эмоционального фона настроения, плохая переносимость изменения погоды, а также недостатки в развитии моторной координации, особенно тонких движений, отражающихся на почерке, рисунке и задержке навыков зашнуривания обуви, застегивании пуговиц. Одновременно "общие" проявления инфантилизма тоже видоизменяются — менее яркая эмоциональная живость и уплощенность эмоций, бедность воображения и творчества в их игровой деятельности, некоторое её однообразие, повышенный (эйфорический) оттенок настроения, лёгкость вступления в разговор и непродуктивная общительность, импульсивность , недостаточная критичность к своему поведению, низкий уровень притязаний и малой заинтересованность в оценке своих действий, легкая внушаемость, большая двигательная расторможенность, иногда – с аффективно-возбудимыми реакциями.

"Психогенный" ("социогенный") инфантилизм формируется в условиях гипоопеки и безнадзорности (в семьях, где дети "заброшены" или у социальных сирот). Проявляется незрелостью эмоционально-волевой сферы ребёнка, ипульсивностью и повышенной внушаемостью, сочетающейся с ограниченным уровнем знаний и представлений, необходимых для успешного обучения в школе и адаптации в социуме.

Другая крайность, при которой формируется психогенный инфантилизм — «оранжерейное» воспитание (психический инфантилизм сочетается с эгоцентризмом, крайней несамостоятельностью, психической истощаемостью и неспособностью к волевому напряжению, неумением считаться с интересами окружающих, тщеславием, жаждой признания и похвалы).
При деспотическом воспитании детей, с использованием угроз, физических наказаний и постоянных запретов, эмоционально-волевая незрелость проявляется в крайней нерешительности, отсутствии собственной инициативы и слабой активности. Часто это сопровождается отставанием познавательной деятельности, недоразвитием нравственных установок, четких интересов и нравственных идеалов, слабо развитыми потребностями в труде, чувства долга и ответственности, стремлением к достижению своих элементарных потребностей, а в дальнейшем — развиваются различные формы девиантного поведения, включая отказ от посещения школы, бродяжничество, мелкое хулиганство, воровство, алкоголизацию и проч.

Что будет, если на все эти проявления не обращать внимания? Каким будет будущее у ребенка с психическим инфантилизмом?

Многое будет зависеть от той социальной среды, в которой живет ребенок. От поддержки родителей, от их адекватной возможностям ребенка воспитательской позиции, от понимания педагогов, от своевременной медицинской помощи (медикаментозной и психотерапевтической), от психологической поддержки со стороны всех взрослых, окружающих ребенка.
Строить прогнозы — занятие не очень благодарное, но по наблюдениям, если ничего не предпринимать, то может быть вот что.

Динамика и прогноз детей с «гармоническим» инфантилизмом неоднозначны. В одних случаях, когда несоответствующее паспортному возрасту психофизическое развитие (созревание) определено генетически (носит семейный характер) и состояние ребенка встречает понимание родителей и педагогов, школьные трудности имеют временный характер с последующим выравниванием (ребенок "дозревает"). В других, — с ростом школьных пробелов, пубертатными (гормональными) сдвигами и неблагоприятными внешними обстоятельствами (неадекватное отношение родителей, учителей, отсутствие психологической помощи — тренингов), отмечается нарушение «гармоничности» и появление патохарактерологических черт личности по неустойчивому или истероидному типу.

В отношении осложнённых форм психического инфантилизма справедливо следующее. С наступлением подросткового возраста описанные черты характера и связанные с ними нарушения социального поведения нередко усиливаются, тогда как черты детскости, напротив, отступают на задний план. Начинают проявляться особенности характера, свойственные неустойчивому типу личности: беспечность, поверхностность в общении, непостоянство интересов и привязанностей, стремление к частой смене впечатлений, бесцельное блуждание по городу, подражание асоциальному поведению, прогулы и отказы учиться, употребление алкоголя и психозависимых средств, сексуальная распущенность, страсть к азартным играм, воровству, иногда участие в грабежах. Несмотря на частые предупреждения о возможных наказаниях и бесконечные обещания исправиться, описанные явления, как правило, повторяются.

Чаще неблагоприятный вариант динамики психического инфантилизма обусловлен сочетанием неблагоприятных "внутренних" факторов («инфантильная конституция» формируется на почве обменно-трофических расстройств, связанных с недоношенностью, малым весом при рождении, а также с частыми либо длительными, но относительно легко протекающими, заболеваниями в раннем возрасте на фоне сниженного иммунитета) и "внешних" (неблагоприятная социальная среда, нарушение отношений со сверстниками, родителями, педагогами, отсутствие медико-психолого-педагогической коррекции).

Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода субъект остается "ребёнком", опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее, чем у младших школьников. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в разные авантюрные истории. Тяга к легким, недорогим, доступным удовольствиям часто заканчиваются весьма трагически.

Какие существуют возможности коррекции поведения и эмоционального реагирования ребенка с психическим инфантилизмом?

Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации:

Педагогам или родителям желательно проконсультироваться с ребенком у психоневролога, возможно, ему требуется медикаментозное лечение. Лечение может упорядочить поведение, сделать ребенка более продуктивным в учебной деятельности, улучшить память, внимание, работоспособность. Однако только таблетками помощь ребенку не исчерпывается. Ему необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.

Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", где он должен выступать в сильной, положительной роли. В такой игре высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и т. д.

Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты. Нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам. Рекомендуется вменять ему систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение.

Несмотря на то, что такие дети могут быть очень обременительны своей навязчивостью, следует избегать по отношению к ним так называемого "отрицательного внимания" — окриков, высмеивания, угроз наказаний и т. п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.

Всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.

Если ребенок окажется не готов к школе к 7 годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт .

Вообще, таких детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы. Существует и вариант интегрированного обучения с индивидуальным подходом со стороны педагога, при дополнительных мероприятиях по коррекции эмоционально-поведенческого реагирования.

Инфантильные ребята — личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку: надо следить, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия — спорт, туризм, чтение.