Open
Close

Осваиваем плавание для грудничков. Как правильно научить ребенка плавать: методы для всех возрастов Плавание в бассейне

Водные процедуры чрезвычайно полезны для грудных детей. Но если одни мамы ограничиваются купанием младенца в детской ванночке с подставкой под спинку, то другие идут дальше вплоть до следования известному слогану "плавать - раньше, чем ходить!" Наверное, все мамы хоть что-то, да слышали о грудничковом плавании, а многие с разной степенью успеха практиковали обучение плаванию в домашней ванне, или в бассейне районной поликлиники. Портал Материнство предлагает обратиться к истории возникновения грудничкового плавания, познакомиться с теоретической основой этой методики и освоить некоторые практические навыки на конкретных примерах с фотографиями!

Плавание для грудных детей в домашней ванне. Фото - фотобанк Лори

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.

В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна "Москва" И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.

Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.

В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.

Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.

Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.

Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.
В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.

Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.

Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания. Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте. Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.

Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.

Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции - радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения - крепкий, здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения - основ нормального развития грудных детей.
Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Противопоказания к занятиям

Процедуры плавания прекращаются, если ребенок выражает плачем, криком неудовольствие, а также в случае появления "гусиной кожи" или дрожи.

Противопоказаниями к занятиям плаванием являются: заболевания в острой стадии, заразные кожные болезни, отклонения в развитии, исключающие возможность занятий.

Врачебный контроль и практические консультации

Наилучшей формой контроля динамики здоровья малыша являются контроль неонатолога, педиатра или семейного врача, которые в курсе особенностей течения беременности, родов, первых дней и недель жизни ребюенка.

Консультации по плаванию желательны не реже одного раза в месяц. Их проводят консультанты по плаванию и/или медицинские работники в детской поликлинике или дома. Родители ребенка должны получить в течение года не менее 12 консультаций.

Часть II. Подготовка к плаванию

В основе плавания младенцев лежит:
  • плавание на спине и груди с ручной поддержкой,
  • автономными поддержками, и, наконец,
  • самостоятельное плавание.
Плавание на ручных поддержках проводится главным образом в полных ваннах, автономные поддержки могут быть применены в этих же ваннах и в основном в бассейне. Самостоятельное плавание в ваннах и бассейне лучше всего осуществляется путем постепенного уменьшения ручных и автономных поддержек.

Характер плавания во всех случаях интервальный - за проплывом следует короткий отдых. Плавание начинается на спине в возрасте от 5 дней и чередуется с плаванием на груди. В зависимости от индивидуальных склонностей может преобладать один из видов плавания.

Пассивная реакция при плавании на спине может быть использована для отдыха грудных детей. Плавание на груди у большинства младенцев вызывает более активные двигательные реакции, что следует использовать для активизации ребенка с первого месяца жизни.

Подготовка к плаванию

Одним из важнейших принципов обучения плаванию младенцев является стимулирование движений, которые проводятся методистом во время плавания одной рукой.

Правильному усвоению движений способствует специальная плавательная гимнастика на суше для рук и ног в положении на спине и груди, как во взаимообратной, так и в симметричной координации - король и брасс.

Активизация движений ребенка при плавании наступает обычно на 8-9-й минуте в результате специфического двигательного настроя и улучшения гемодинамики мышц.

Игры в воде

Грудной ребенок - не взрослый в миниатюре. Об этом следует помнить, проводя сеанс плавания. Игры и игрушки в самых разнообразных формах помогают создать необходимый фон положительных эмоций и стимулировать гребковые движения младенца.

Игрушки надо приготовить заранее. Они должны быть
- безопасные (лучше резиновые и пластмассовые, не бьющиеся, не «линяющие»)
- чистые,
- яркие,
- не маленькие, чтобы ребенок сразу видел их на бортике ванны, но и не огромные, чтобы малыш легко мог их удерживать в ручках.

Постепенность дозирования

В основе проведения комплекса физических упражнении лежит строгое совладение правил постепенности дозирования на каждом этапе развития грудного ребенка.

Например, нарастание дозы плавания на каждом занятии должно находиться в диапазоне 10-15 секунд, а снижение температуры воды в конце каждого месяца - равняться 0,5 С, Иначе говоря, активизация двигательных функций достигается увеличением количества и стимулированием движений, а достижение высокой степени закаленности - неуклонным снижением температур полных ванн.

Особое внимание обращается на постепенное погружение головки ребенка. В подготовительном периоде в возрасте 1-2 месяцев в воду погружается только рот на 2-4 секунды, что способствует тренировке задержки дыхания через нос. В 5-6 месяцев, когда ребенок начинает играть с игрушками, ему можно разрешить доставать тонущие предметы со дна ванны, в положении сидя, постепенно наращивая глубину, стимулировать таким путем погружение головки с носом, а затем и с глазами.

Возобновление занятий после перерыва

Возобновлять занятия, прерванные в связи с болезнью или другими причинами, следует так, как будто они проводятся с самого начала, со строгим соблюдением правил постепенности. Занятий плаванием после болезни возобновляются только после консультации с врачом и по его назначению.

Форсирование доз плавания. Температур и погружений

Всякое форсирование (резкое увеличение) доз плавания, снижение температур воды и увеличение времени и количества погружений запрещается. Например, снижение температуры ванны сразу до 30°С или погружение с носом под воду длительностью 10-15 сек. в возрасте 1-1,5 месяца в подготовительном периоде должно быть категорически запрещено.

Место занятий дома и инвентарь

Плавание и закаливание могут проводиться в обычной домашней ванне, аналогичной ванне зала водных процедур или меньшей по размерам. Рядом с ванной должен находиться столик для пеленания, пеленки, салфетки, вата, комнатный и водный термометры.

Из таблицы видно, что увеличение времени плавания за каждый месяц соответствует 2-5 минутам, а ежемесячное снижение температуры равняется половине градуса Цельсия.

Часть III. Практика грудничкового плавания

Начало занятий плаванием

Оптимальным возрастом начала занятий следует считать 5 дней - 2 недели. В три месяца возрожденные плавательные рефлексы угасают, и с ребенком намного труднее проводить занятия. Поэтому 3-3,5 месяца - самый поздний срок начала плавания грудных детей. После трех месяцев занятия плаванием носят более индивидуальный характер и более трудоемки.

Ручные поддержки

Положение ребенка на спине
Наиболее тяжелая, тонущая часть тела ребенка - голова. Поэтому все ручные поддержки осуществляются под голову и одновременно шею и верхнюю часть спинки.
Ручные поддержки могут и должны быть разнообразными.

* двойная ручная поддержка при плавании на спине четырьмя пальцами под спинку, шею и головку, два больших пальца лежат на груди;

* одноручная поддержка "ковшиком",

* одноручная поддержка "полукольцом" - большой и указательный пальцы охватывают шею, рука находится со стороны затылка и чуть сбоку, не мешая младенцу грести.

Одноручная поддержка "полукольцом" и "ковшиком" позволяют свободной рукой стимулировать гребки.

Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.

Все виды поддержек должны осуществляться очень мягко и нежно и предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.

В плавании на спине поддержки легче и удобнее, чем на груди, и проводятся обязательно с погруженными ушами.

На груди

* наиболее удобна поддержка двумя руками головки за щеки и слегка под подбородок.

Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок помогает "запирать" рот, чтобы младенец не пил воду.

* Поддержка под грудь

Автономные поддержи

Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.

1. У шапочки должны быть веревочка-ленточка (помимо завязок), продетая внизу шапочки. Она утягивает бОльшую шапочку по размеру головы малыша. За эти ленты потом, когда убрали руку из-под головы, водят плавающего малыша по воде.
2. Шапочку надевайте до погружения в ванну.
3. Шапочка должна быть сухая.
4. Дайте заранее малышу ей поиграть (днем).
5. Опустив в шапочке в воду, все равно поддерживайте сначала под головку малыша, постепенно отпуская руки.

Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Перевод младенца в бассейн можно проводить тогда, когда он активно гребет и балансирует. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в случае хорошей двигательной активности верхних конечностей младенца.

Обратите внимание, что из всех автономных поддержек самая лучшая - это такой чепчик. Ни чепчик-чебурашка (уши), ни воротник под шею не смогут постепенно приучать ребенка к самостоятельному плаванию.

Погружения и ныряния

1. Погружение под воду рта младенца в возрасте одного месяца на 2-3 сек. позволяет тренировать и задержку дыхания через нос. Обычно в этих случаях задержка дыхания определяется ощущением - поддерживающей под грудь руки - ребенок останавливает дыхание - на несколько секунд (4-10).

2. Моментальные погружения рта подводят ребенка и к погружению носа, которым все младенцы дышат.

Погружения же носа, а затем и глаз обычно происходят во время самостоятельных игр, в положении сидя, когда ребенок достает предмет со дна ванны.
Погружения рта под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении на месте от 3-4 до 6-8 раз в занятие.

Как показывает практика, погружение рта под воду выполняют все дети, кроме младенцев с насморком. Во время плача ребенка погружения рта категорически запрещаются из-за опасности попадания воды в дыхательные пути. Нельзя выполнять погружения рта и во время проводки из-за встречной волны, попадающей в носовые ходы.

Во время игр, в положении сидя, ребенок хорошо сам погружает рот.
Самостоятельное продвижение к игрушке на задержке дыхания является прологом к самостоятельному плаванию. В принципе ребенок может быть обучен опытным методистом и погружению под воду с головой. Как показывает опыт, такие принудительные погружения со своими детьми проводят многие родители, начиная с 3 месяцев. Однако степень искусства обучения у тренеров родителей различна. Поэтому настоящая методика рассчитана только на принудительное погружение рта и самостоятельное погружение с головой в играх.

Ребенок, научившийся задерживать дыхание при погружении рта, носа и головы, умеющий хорошо грести руками, может плыть самостоятельно.

Самостоятельное плавание

Переход к самостоятельному плаванию на спине, как видно из сказанного выше, сравнительно прост и состоит в постепенном уменьшении ручной и автономной поддержки, в то время как сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточны. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и ныряниями, а потому и более доступно в обучении.

Уменьшение автономной поддержки

Поплавки с чепчика снимаются парами с разных краев, начиная с верхнего. Как только малыш адаптируется к уменьшенному количеству поплавков и будет чувствовать себя уверенно, можно смело снимать еще пару.

На фото видно, что на чепчике остались 2 последних, нижних.

а вот тут уже чепчик не нужен (ребенку 4,5 мес.)

Ребенку 6 мес. Самостоятельно лежит на спинке и ему это нравится.

Ребенок в 6 мес. самостоятельно проплывает ванну, отталкиваясь от бортика и гребя руками. Рука взрослого находится рядом.


Фото 13


Фото 14

Другое дело - плавание на груди. У младенцев, так же как и у плавающих млекопитающих - дельфинов, китов, - передвижение в воде связано с нырянием и задержкой дыхания. Естественно поэтому сначала обучать младенца задержке дыхания и самостоятельному погружению, и только потом, при условии хороших гребковых движений руками, применять произвольное соскальзывание, упражнения типа "торпеда".

Обучение движениям

Важнейшее значение имеет правильный контроль за выполнением гребков руками и толчков ногами в кролевых и симметричных способах плавания. Так, например, у многих младенцев может быть отработан и закреплен классический толчок ногами (фото 14) способом брасс на груди.

При плавании на спине младенцы хорошо гребут руками через стороны от головы к бедру, если им правильно "показывают" такой гребок вначале на суше, а потом в воде (фото 13). На практических занятиях грудных детей в поликлинике методист-консультант должен вовремя определить время перехода от плавания на ручной поддержке к плаванию на автономной поддержке и перевод младенца в бассейн "Малютка" для систематических занятий плавание на "большой воде".

Переходить на автономную поддержку при плавании на спине, как показывает практика, можно в конце подготовительного этапа подготовки (3-4 месяца), а переводить ребенка в бассейн "Малютка" с 4-5 месяцев при условии хорошего балансирования и качества гребков.

Совершенствование в плавании можно проводить в конце 3-го - начале 4-го этапа занятий, когда возможно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, помощи второй сигнальной системы - средствами слова. Употребление слов "греби", "толкайся", "ныряем" так же важно и нужно, как, например, слов "мама", папа", "бабушка". Ибо они связаны с жизненно необходимым умением плавать.

Часть III. От теории – к практике

Обучение плавания детей до года можно разделить на 4 ступени.

Первая ступень – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

Возраст: 5-15 дней - 3 месяца, возраст врожденных плавательных. Занятия начинаются после заживления пупочной ранки.

НА СУШЕ (вводная часть) - Комплекс подготовительных мероприятий с 2 месяцев состоит из массажа, общей гимнастики, плавательной гимнастики.
Специальную плавательную гимнастику (имитацию плавания) удобно проводить на суше и повторять затем в воде, закрепляя врожденные плавательные рефлексы :

Рефлекс Моро - симметричное охватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам (4-5 на первом занятии и 8-9 в конце этапа).

Рефлекс Робинсона - тонический - прочное удерживание предмета (на первом занятии 1-2 раза и 4-5 раз в конце этапа).

Рефлекс Талант - дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой (1-2 в начале и 3-4 в конце этапа).

Рефлекс Бауэра - феномен ползания, или брасс ногами. На груди - отталкивание ножками от ладоней рук (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратный гребок рукой от головы к бедру через сторону (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа) на спине и имитация гребка руками типа кроль на спине и груди, а также симметричный гребок руками из-за головы к бедрам (4-6 в начале и 8-10 в конце этапа).

Взаимообратные движения ног на спине и груди (4-6 в начале и 6-8 в конце этапа).

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть). "Двойная" ручная поддержка на спине и 8-10 проводок по длине ванны (проводка "челнок"). Одноручная поддержка на спине "полукольцом". Уши младенца в воде.

Двойная ручная поддержка на груди "ковшиком" под подбородок и проводка, одноручная поддержка "ковшиком", а также одноручная поддержка большим пальцем под подбородок, остальные под грудь и проводка с поворотами по длине ванны (25-30 раз).

Стимулирование работы ног брассом на одноручной поддержке ладонью и после толчка от бортика (10-14 в начале и 20-30 в конце этапа).
Туалет проводится в конце занятия на всех этапах. Кормление выполняется через 15-20 мин. после окончания плавания.

Вторая ступень - ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ

Возраст: 4-6 месяцев, рассчитан на младенцев, прошедших подготовительный этап, адаптированных к полным ваннам и температуре воды 35°С.

Проводится дальнейшее развитие закрепленных плавательных рефлексов с помощью слова. Процедуры идут в игровой манере на фоне положительных эмоций. Ребенок плавает на автономной поддержке и с ее максимальным ослаблением на спине и на груди; объем плавания 32-42 мин.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 3-4 мин. Развитие и усложнение врожденных рефлексов:
Бауэра-брасс на ногах в направлении к игрушке (4-6 раз),

Талант - выполнение позы пловца на ладонях (3-4 раза)

Робинсона - подтягивание на "весу" (3-5 раз),

Моро - охватывание руками (10-15). Упражнения сопровождаются словами: "толкайся", "греби", "держи", "тянись".

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ ВАННЕ (основная часть) - Плавание на двойной и одноручной поддержке в положении на спине и груди, а также на автономной поддержке, максимально ослабленной.

"Соскальзывание" (моментальные опускания поддержки на I-2 сек.) хорошо выполняется при умении ребенка задерживать дыхание. Сидя на месте самостоятельное погружение за игрушками. Все время при плавании применяется игрушка-манок, движения сопровождаются словами: "плыви", "греби", "толкайся". Много игр в воде типа "буря на море", "торпеда" и др.

Ребенок стоит и ходит в воде с поддержкой под руки.

Третья ступень - САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ

Возраст: 7-9 месяцев.
Третий этап самостоятельного плавания рассчитан на младенцев, обученных на втором этапе плавать, адаптированных к полной ванне и температуре воды 33,5°С; длительность - до 42 мин.
Дети самостоятельно погружаются под воду, ныряют.

НА СУШЕ (вводная часть) - Увеличение дозы массажа, общей и специальной гимнастики на 2-3 мин.

Ползание к игрушке в манеже с мячом и игрушками.
Поза пловца: руки прижаты к бедрам, вытянуты в стороны, вперед.
Подтягивание за пальцы методиста из положения на спине и груди.

В ВОДЕ (основная часть) - Плавание на спине и груди с руч¬ной поддержкой и без нее за игрушкой, плавание на автономной поддержке.

Самостоятельные погружения под воду (ныряния) за игрушкой.

Четвертая ступень - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАВАНИЯ

Возраст: 10-12 месяцев. Четвертый этап органически связан с предыдущим. Грудные дети на последнем этапе умеют самостоятельно проплыть всю длину ванны и бассейна "Малютка", посещают зал водных процедур 3 раза в неделю, любят нырять в длину и глубину за игрушками.
Общее время занятий составляет 62-72 мин., температура -31,5-30,5°С.

НА СУШЕ (вводная часть) - Общее время массажа и гимнастики достигает 10-12 мин. и больше. Игры на суше лежа, сидя, стоя с мячом и игрушками.
Выполнение по команде различных положений пловца в положении на спине и груди. Выполнять работу ног и рук с помощью инструктора и без него. Пробовать грести дельфином, брассом с помощью инструктора.

Упражнения сопровождаются разговором с употреблением специальных плавательных терминов как на суше, так и в воде.

В ВОДЕ (основная часть) - Начало занятия - игры в воде с тонущими, плавающими и подвесными игрушками. Самостоятельное плавание по длине домашней ванны (2-3 раза без остановки) и бассейна "Малютка", плавание с игрушками, на игрушках. Скольжение с вытянутыми руками, прижатыми руками на спине и груди. Плавание на ногах брассом и кролем с помощью инструктора и самостоятельно. Ныряния в длину и глубину за игрушками, прыжки в воде, игры.

Этапы обучения плаванию на занятиях

I ЭТАП

1-е ЗАНЯТИЕ ПО ПЛАВАНИЮ

Возраст детей - 5 дней - 2-3 недели; продолжительность занятий - 10-15 минут; температура ванны - 36,5°С.

1. Медленный вход в воду ножками и укладке на спинку на двойную ручную поддержку.
Медленная проводка по длине ванны (проводка "челнок"), проводка в ближний угол ванны головой и поворот ножками в дальний угол, а головкой на себя и чуть вверх.
Толчок ногами от ванны и проводка в другую сторону (проводка с поворотами), уши в воде.

2. Левая рука под затылком и спиной, правая "ковшиком" за подбородок и правую щеку - поворот на "ковшик" (подбородок ребенка строго над линией воды).
Перехват левой "ковшиком" под подбородок в двойную ручную поддержку под подбородок в положение на груди.
Проводка в положении на груди на двойной ручной поддержке с поворотами у концов ванны.
Во время проводки и поворотов строго следить за положением рта над линией воды.

3. Поддержка одноручная на спине "полукольцом", повороты у концов ванны и перехваты с одной руки на другую.
Поддержки одной рукой и проводки на "ковшике" под подбородок ребенка.
Поддержка одной рукой (правой) - большой палец под подбородком ребенка, остальные под грудью.

4. Стимулирование толчков ногами и гребков руками в положении на спине и груди на одноручной поддержке свободной рукой.

5. Туалет (мытье) ребенка, выход из ванны и обтирание, обсушивание ушей ватой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Массаж, общая и специальная гимнастика проводятся, начиная с 2 месяцев; в 5 дней - 3 недели исключить погружение рта и проводить его только с месяца.

2 этап (I месяц) - погружение рта на месте, продолжение упражнений 1 этапа.

3 этап (2 месяца) - показ массажа, общей и специальной гимнастики.

4 этап (3-й месяц) - техника свободной поддержки, ослабление поддержки, техника толчков и гребков руками в воде.

5 этап (4-й месяц) - апробирование автономной поддержки типа чепчика с небольшой ручной поддержкой на спине, плавание за игрушкой на груди на ручной поддержке, доставание сидя игрушки.

6 этап (5-й месяц) - уменьшение автономной поддержки на спине, доставание сидя игрушки со дна ванны, погружая рот и затем нос, перевод ребенка в бассейн "Малютка" при наличии способностей и занятий плаванием три раза в неделю в зале водных процедур, три раза - дома.

7 этап (6-й месяц) - минимальная автономная поддержка на спине, плавание на спине без поддержки. Плавание на автономной поддержке на груди, ослабление автономной поддержки на груди, игры сидя.

8 этап (7-й месяц) - минимальная автономная поддержка на груди, плавание на груди с моментальными опусканиями ручной поддержки, игры в воде сидя и стоя.

9 этап (8-й месяц) - совершенствование гребков на спине и груди, упражнения типа "торпеда", ныряния за тонущими игрушками, бутылочкой. Игры в воде сидя, стоя, в ходьбе с различными игрушками.

10 этап (9 - 12 месяцы) - продолжение совершенствования в самостоятельном плавании на спине и груди, совершенствование самостоятельных погружений, игры.

ПРИМЕЧАНИЕ: На всех этапах занятий специфические движения сопровождаются словами "греби", "плыви", "ныряем", "толкайся".

План обучения нырянию

Помогает развивать дыхательную систему, вестибулярный аппарат, а также развивать эмоционально-волевые качества - смелость, силу, выносливость.

Занятия в большой ванной дома, желательно под присмотром инструктора. В первой части купания - занятие плаванием, как описано выше, в основном – плавание на спинке и в чепчике.. Далее проводятся ныряния (2-3 раза по 3-4 «восьмерки и погружения), чередуются с отдыхом и упражнениями на воде.

Подготовительный этап
Возраст ребенка - 1 неделя – месяц.
Ребенок просто плавает с помощью ручных поддержек на животике. Делает так называемые «восьмерки»- плывет по периметру ванны, разворачиваясь «восьмеркой».

1 этап.
Начиная с месяца, можно приучать малыша задерживать воздух. Для этого в положении на животе, после 3-4 «восьмерок», надо сказать: (Имя малыша), ныряем! И сразу подуть в личико. Обычно дети задерживают дыхание. В первый день повторять это упражнение 2-3 раза.
Каждый этап заканчивается тогда, когда ребенок овладел новым умением.

2 этап.
Все тоже самое, только после слов: имя, ныряем! Брызнуть в личико. Через неделю уже не брызгаете, а поливаете. Держа малыша одной рукой под подбородок, другой, после слов «ныряем!» зачерпываете воду и льете сверху на лицо. Похоже на умывание.
Переход на следующий этап только после того, как Вы убедитесь, что деть не просто зажмуривается, но точно задерживает дыхание.

3 этап.
Как и полагается, сначала 3-4 «восьмерки». После первого «малыш, ныряем!» снова поливаете на личико воду. Ребенок должен вспомнить, ЧТО надо делать после этой команды. Далее снова 3-4 «восьмерки», команда «ныряем!» и погружение под воду. Для этого Вы держите головку малыша 2-мя руками, и резко погружаете под воду. И сразу вынимаете и продолжаете движения «восьмеркой».
держите так

Для первого – второго - третьего раза хватит 1-2 ныряний. Обязательно обратите внимание на реакцию детки. Если ему не понравилось, лучше отложить до следующего раза.

Далее купайте по схеме: плавание на спинке, переворот на живот, 3-4 «восьмерки», нырок, опять 3-4 «восьмерки», нырок, снова 3-4 «восьмерки» нырок. Отдых на спинке. Упражнения (отталкивания, ходьба и т.д.). Снова цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых, игра, цикл из «восьмерок» и ныряний, отдых на спинке. ВСЁ! Купание заканчивается. Таким образом, у Вас получится около 9 ныряний за сеанс.

Но, если малыш капризничает, Вы видите, что он недоволен, не придерживайтесь схемы. Делайте то, что нравится ребенку. А может, он уже устал. Просто заканчивайте купание пораньше.

4 этап.
Когда малыш привык к погружениям, начинайте проныривать под водой. Сначала это должно занимать 1-2 сек. Если Вы видите, что малышу хватает задерживаемого воздуха, постепенно посекундно увеличивайте время. Так неделю можно нырять на 1-2 сек, следующую 2-3, потом 3-4 и так далее. Но Вы на это время не просто погружаете ребенка под воду, а проныриваете под водой расстояние. Все проныривания участвуют в том же цикле упражнений, как и 3 этапе.

5 этап.
Он отличается от 4 этапа тем, что, погрузив малыша под воду, Вы его отпускаете и он плывет сам. После слов: «Малыш (имя), ныряем!» надо резко погрузить голову под воду, как бы подтолкнуть вперед и отпустить. Сначала Вы его быстро подхватываете, но с каждым разом увеличиваете время его самостоятельного нахождения под водой.
Здесь видно, что малыш плывет, а руки взрослого рядом. Но не держат его:

нырнули

выныриваем

вынырнули

Заключение
Я не инструктор по плаванию, не врач. Врач – мой муж, а я педагог-психолог. Про ныряния написала по своему опыту. Так, например, плавали мои дети не в 30-градусной воде, а не ниже 34. Ниже им не нравилось.

Еще в конце мы обливаемся холодной водой после купания. Педиатр нам сказала, что надо постепенно снижать температуру воды для обливания (так же как и в ванне). Но детям больше нравится, когда их обливают совсем холодной водой. После ванны холодная вода их обжигает и они (особенно старшая) визжат от удовольствия.

Наша старшая дочка в 4,5 мес. лежала на воде без всякой поддержки, проплывала ванну на спине и ныряла с удовольствием. Средний научился держаться на воде и нырять к 6-ти мес. Младший учился плавать от случая к случаю – просто не хватало времени на ежедневные «заплывы». Тем не менее, все трое детей, попадая на открытый водоем, не боялись воды, с удовольствием купались, ныряли, и самостоятельно поплыли в 3 года.

Лучше всего в обучении плаванию и нырянию Вам, конечно, поможет специально обученный инструктор. Но, если, несмотря на все ваши старания, деньги и время, потраченное на занятия в бассейне, малыш без удовольствия идет в ванну, плачет и отказывается плавать, не огорчайтесь. Есть такие дети – ну, не любят они купаться! Ведь и взрослые тоже не все любители водных процедур. Ничего, в мире еще столько видов спорта и игр, в которых именно ваш малыш покажет лучшие результаты.
А для таких деток можно порекомендовать постепенное бережное купание в пеленке (первые разы) и далее в ванне с мамой. Это противоположный взгляд на обучение плаванию младенцев. В его основе - предположение о том, что свободное плавание и, тем более, ныряние грудных малышей – стресс для ребенка, ведь вода - это чужеродная среда обитания для людей. Поэтому каждый родитель сам выбирает нужный подход в воспитании и закаливании своего ребенка. Данная статья – не призыв к обучению грудничков плаванию, а лишь советы для тех, кто хочет этим заниматься.

Успешно будут проходить занятия у родителей, которые уверены в пользе дела и не боятся заниматься с малышом чем-то особенным. Хотя плавание и ныряние уже давно стало самым обычным.
Будьте уверены в своих силах и успех гарантирован!!!

В статье использовались:
«Плавание грудных детей» (Методические рекомендации) Под ред. В.В.Шицковой Москва, 1978 год. Разработал рекомендации врач-педиатр В.А. Гутерман.

"Плавать раньше, чем ходить" З. П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 1978 г.

«Учите детей плавать! Плавать раньше, чем ходить! Занятия с детьми от рождения до года!» Книги, статьи, рекламные объявления детских развивающих центров убеждают нас в том, что заниматься плаванием с младенцем просто необходимо.

Начиная с конца 70-х годов прошлого века водные занятия с детьми стали настолько распространены, что сейчас, пожалуй, будет трудно найти ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, с которым ни разу не поплавали и которого ни разу не «нырнули». Тем более странным является тот факт, что научившихся плавать раньше, чем ходить младенцев можно увидеть разве что на фото в книгах или в интернете. И даже плавающие двухлетки являются небывалой редкостью. Возможно, это происходит оттого, что заразившись самой идеей того, что плавать с малышами надо, родители не понимают, а для чего же это надо, в чем цель занятий. И ставят себе неправильные цели, ходят со своими малышами в бассейн, несмотря на все крики и протесты самого ребенка, рискуя напрочь отбить у него желание общаться с водой.

Зачем учить плавать?

«Как „зачем“? Конечно, для здоровья!» — скажет любящая мама и будет права. И будет права мама, которая скажет: «Для развития!» И не права будет мама, которая скажет (или не скажет, но где-то в глубине души подумает): «Чтобы вырастить чемпиона мира!» Плавание должно быть для ребенка, а не для удовлетворения маминых амбиций.

Что дает ребенку вода? Многое. Во-первых, адаптация к водной среде обогащает опыт, дает новые впечатления, что так важно для развития особенно маленьких детей. Водные занятия оказывают выраженный оздоравливающий и укрепляющий эффект. Вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение, укрепляет мышцы, закаливает, развивает вестибулярный аппарат (чувство равновесия). Таким образом, водные занятия стимулируют умственное и физическое . Но не менее важным оказывается и то, что вода дарит маме и её малышу бесценные минуты общения, укрепляющие связь между ними, устанавливающие взаимопонимание и доверие. Водные занятия помогают самой маме сделать собственную жизнь полнее и интереснее, учат её лучше чувствовать свое дитя. Все эти несомненные плюсы занятий приносят такую пользу сами по себе, что результат — умение ребенка плавать в раннем возрасте — становится не так уж важен по сравнению с ними.

Когда начинать занятия?

К занятиям плаванием с малышами до 3 лет подойдет девиз: «Чем раньше, тем лучше». И основано это, в первую очередь, на том, что примерно до трехмесячного возраста у ребенка еще не угасли плавательные рефлексы, благодаря которым он автоматически задерживает дыхание при погружении в воду и способен самостоятельно передвигаться в воде. Собственно, все «обучение» плаванию на первом году жизни малыша сводится к тому, чтобы поддержать этот рефлекс и постепенно в процессе занятий развить его в устойчивый навык. Поэтому оптимальным сроком начала занятий считается возраст от 10-14 дней (когда заживет пупочная ранка) до 3 месяцев. Однако если вы решили начать заниматься с малышом позже, не стоит расстраиваться. Начинать никогда не поздно. Просто в том случае, если вашему малышу исполнилось больше 3 месяцев, вам придется заново учить его задерживать дыхание при погружении в воду.

Можно начинать заниматься и с детишками после года-двух лет, но в этом случае занятия будут корректироваться с учетом возраста ребенка. Те проводки, которые можно выполнять с грудничками, конечно, уже не подойдут. Потребуется весь ваш материнский опыт и педагогический талант, чтобы заинтересовать малыша занятиями в бассейне, выработать у него положительное отношение к воде, проводить занятия в форме веселой игры. Деток постарше следует сразу учить выдыхать в воду при погружении. Чем старше ребенок, тем активнее он сможет участвовать в занятиях, тем больше игр для обучения вы сможете ему предложить.

Как учить?

Все дети разные, и невозможно выработать единый подход, тем более в таком нежном возрасте. Кто-то более крепкий, ему можно давать сразу большую нагрузку. Одному больше нравится, когда его водят по воде на спине, другой сразу пытается перевернуться на животик. Бывает, детки не любят, когда вода попадает им на лицо, в таком случае подготовка к нырянию может занять более продолжительное время. Поэтому, если есть возможность, пригласите или посетите опытного инструктора, которому вы доверяете. Он объяснит, как правильно держать малыша, даст полезные советы в отношении именно вашего ребенка.

Самостоятельные занятия с детьми требуют от мам большой отдачи. Не стоит методично выполнять все, что вычитали в книгах или интернете, — прислушайтесь к вашему малышу, смотрите на его реакции, придумывайте свои элементы — главное, чтобы они доставляли ребенку удовольствие.

С чего начать?

Начинать надо с себя. С маминого спокойствия и уверенности в том, что вода — это не опасность, которой надо бояться, а естественная и здоровая среда, в которой можно находиться. Пока у вас есть страх перед водой, пока вода вызывает у вас напряжение, вы не сможете уверено и спокойно заниматься с ребенком. И значит, такие занятия не пойдут на пользу ни вам, ни ему. Не начинайте занятия, ставя перед собой задачу научить ребенка плавать. Ваша задача — приобщить ребенка к водной среде, обогатить его опыт, разнообразить его впечатления и насытить его жизнь положительными эмоциями. Плавание тогда станет просто результатом всего этого, приятным положительным бонусом, который обязательно придет, если вы будете последовательны в занятиях. Просто знайте, что все дети начинают ходить, а в воде все дети начинают плавать — кто-то раньше, кто-то позже, но обязательно начинают. И даже более того — при рождении все дети умеют плавать. И регулярные занятия в водной среде помогают ребенку развить и закрепить эту способность.

Перед началом занятий следует проконсультироваться с педиатром, неврологом, ортопедом. Они осмотрят вашего ребенка и скажут, можно ли ему заниматься в воде. Плавание показано практическим всем детям и во многих случаях даже рекомендуется врачами в качестве терапии и реабилитации, однако бывают исключения. Занятия в воде не проводят в острый период заболеваний, при кожных инфекциях и высыпаниях, тяжелых и судорожном синдроме.

Вы получили одобрение педиатра и невропатолога? Замечательно! Но не стоит сразу же бежать с крохой в бассейн. Для малыша от рождения и до 5-6 месяцев бассейном может стать большая домашняя ванна.

Итак, ваш малыш здоров, сыт (но не сразу после еды), доволен, не хочет спать. Мама полна решимости открыть ему путь в большое плавание. Наполняем хорошо вымытую (лучше содой) ванну водой и вперед!

Плаваем в ванне

Какой должна быть вода в ванне? Считается, что для купания младенцев температура воды должна быть около 37 градусов. Однако для плавания эта температура не очень подходит — она слишком теплая и малыш в ней расслабляется. Чем прохладнее вода, тем активнее малыш, тем меньше вероятности его переохлаждения, тем больше оздоравливающий и закаливающий эффект оказывают водные процедуры. Температура 34 градуса будет оптимальной, но важно смотреть на реакцию малыша — если такая вода не доставляет ему удовольствие, то лучше сделать её потеплее — 35-36 градусов. Сколько длится первое занятие? Нужно смотреть на реакцию ребенка. Начните примерно с 10 минут. Каждый день вы будете чуть-чуть увеличивать время, которое малыш проводит в воде (к концу года оно будет составлять 45-60 минут), и постепенно делать воду более прохладной, доведя её примерно до 28 градусов (температура воды в обычном бассейне).

Чем старше ребенок, тем важнее для него обстановка, в которой проводятся занятия. В воде должны находиться яркие игрушки, за которыми малыш будет плавать или которые нужно будет доставать со дна. Хорошо сопровождать занятия приятной музыкой. Разговаривайте с малышом во время занятий, улыбайтесь ему, чаще хвалите. Если позволяют размеры ванны — залезайте туда вместе с ребенком. Не делайте из занятия методичную отработку проводок и ныряний — в воде можно играть, плескаться. Даже кормить малыша можно в ванне. Ведь самое главное — получать удовольствие от нахождения в воде.

Маленькие дети начинают плавать сначала под водой. Когда малыш сможет проплывать какое-то расстояние под водой на задержке дыхания, он начнет учиться поднимать голову или поворачивать её для вдоха. Поэтому на первых этапах ребенку нужно освоить ныряние и умение держаться в воде самостоятельно. Осуществляется это с помощью различных проводок ребенка в воде в положении на спине и на животе и постепенного приучения к нырянию. При проводках маленьких детей держат обычно за голову и верхнюю часть плечиков. Держать можно одной или двумя руками, главное, чтобы это было удобно вам и ребенку. Поддержки должны быть свободными — такими, чтобы малыши могли проявлять и закреплять плавательный рефлекс. Кроме горизонтальных проводок можно держать малыша в воде вертикально, поддерживая за ручки и ножки, прижатые к животику — в позе эмбриона. В такой позе поднимайте малыша вверх-вниз в воде (совершай своеобразные «прыжки»), и по мере привыкания ребенок будет все больше и больше погружаться под воду — сначала по плечики, затем по шейку, до подбородка, по ротик, по носик, с головой. Это будет одновременно и подготовкой к нырянию, и тренировкой задержки дыхания под водой.

Малыша проводят в ванне «восьмерками» — восемь-десять кругов на животе, затем отдых в вертикальном положении, потом 8-10 кругов на спине. На поворотах малыша подводят к бортику ванны так, чтобы он сгибал ножки, а выпрямляя их, отталкивался. Количество таких циклов увеличивается постепенно по мере увеличения продолжительности занятия. С 3-4 месяцев можно использовать и автономные поддержки — «чепчик русалки» (шапочка с вставленными в неё пенопластовыми блоками). Постепенно ваша поддержка будет уменьшаться. Сначала в положении на животе вы будете придерживать малыша за верхнюю часть спинки, шейку и затылок, затем примерно к 15 занятию можно держать малыша «ложкой» — обхватив затылок одной рукой, затем четырьмя пальцами, затем кончиками двух пальцев. При использовании «чепчика русалки» из него постепенно вытаскивают по два пенопластовых блока. При регулярных (не менее 3-4 раз в неделю) занятиях к 4-5 месяцам детки уже могут держаться на воде самостоятельно в положении на спине.

Ныряем? Ныряем. Ныряем!

Пожалуй, больше всего опасений у родителей вызывает ныряние. Однако происходит это из-за того, что родители сами боятся погружать ребенка под воду. Но на занятиях плаванием без ныряния не обойтись. Если ребенка правильно подготовили к погружению, то это упражнение не будет вызывать у него неприятных эмоций. Тем более не стоит опасаться, что он может захлебнуться. До 3 месяцев рефлекс задержки дыхания не даст малышу наглотаться воды, а попадание воды в ушки абсолютно безопасно.

Как же подготовить ребенка к нырянию? Для этого во время проводок и прыжков начинайте поливать малышу на личико водичку. Если малышу это будет неприятно, начните с затылка, постепенно переходите на лобик, затем, когда малыш привыкнет, — поливайте на личико. Можно при этом давать команду «ныряем». Когда малыш перестанет реагировать на поливание личика водой, будет закрывать глазки и задерживать дыхание — значит, он будет готов к погружению.

При погружении сначала поливаем личико водой и опускаем малыша в воду буквально на секунду, по мере привыкания начинайте проводить малыша под водой на 1-2 метра. Для надежности можете прикрыть ротик и носик малыша ладонью. Ныряние — это, в первую очередь, умение правильно регулировать режим вдоха и выдоха. Поэтому очень важно следить за дыханием ребенка — когда он делает вдох, когда выдох, когда задерживает дыхание. Поймайте момент «вдох — выдох — задержка» и поливайте и опускайте малыша под воду в этот момент. Потом начинайте потихоньку отпускать малыша во время погружения «в свободное плавание» — сначала буквально на секунду, затем на две и больше. Ваша уверенность будет залогом успеха малыша.

Что не надо делать в воде:

  • не форсировать события — резко увеличивать время занятия, резко снижать температуру воды. Это только ослабит организм малыша, а не оздоровит его;
  • не переходить к следующему шагу в обучении, пока не освоен предыдущий;
  • не делать того, что не понимаешь;
  • не работать на результат и ждать от ребенка быстрых успехов — цель занятий в воде не результат, а сами занятия;
  • не ориентироваться на других, смотрите только на своего ребенка, на то, что может он, и гордитесь даже самым маленьким успехом;
  • не сравнивайте его с другими;
  • не пользуйтесь дополнительными приспособлениями (нарукавниками, жилетами, кругами): они могут закрепить у ребенка навык неправильного (вертикального) положения в воде;
  • не теряйте чувство юмора.

Идем в бассейн

Для кого-то раньше, для кого-то позже, но «ванный» период приобщения к воде заканчивается: малышу становится недостаточно места для плавания. Вот теперь нужен бассейн. Лучше, если это будет специальный детский бассейн-лягушатник с проточной системой очистки воды, в котором мама находится в воде вместе с ребенком. Замечательно, если в таком бассейне вас сможет консультировать инструктор, умеющий заниматься с детьми в возрасте до трех лет. Но даже если в вашем бассейне будет такой инструктор, самым главным тренером для малыша все равно остаетесь только вы сами.

Пространство бассейна открывает простор для занятий и игр. Но прекрасно занимавшийся в ванне малыш может поначалу испугаться большого количества воды в бассейне. Не стоит его торопить. В первые занятия можете просто походить в водичке, крепко обнявшись и рассматривая происходящее вокруг.

Как заниматься в бассейне? Делайте те же самые проводки, но держите малыша уже не за головку (как младенца), а за ручки или за ножки, лицом к себе или от себя. Когда вы держите малыша за ножки (за бедра) малыш может держаться руками за доску или палочку, может ни за что не держаться. Делайте с ним круги по воде, держа его то за одну, то за другую ручку в положении на спине. Если малыш умеет держаться на воде — отпускайте его от себя, чтобы он доплывал до бортика (лесенки) или, наоборот, от лесенки или бортика до вас.

Сначала расстояние, которое должен преодолеть малыш, будет минимальным (буквально расстояние вытянутой руки). Постепенно увеличивайте его. Продолжайте прыгать в воде с малышом. Он может стоять лицом к вам и опираться на ваши бедра, а вы будете держать его за ручки. Можно прыгать в обнимку, постепенно погружаясь все глубже в воду. Если малыш крепко держится за вас — попробуйте прокатить его на спине, периодически опускаясь под воду или на животе (вы тогда будете плыть на спине). Для ныряния пользуйтесь бортиком: посадите малыша на него и дайте спрыгнуть к вам в воду. Сначала держите малыша за ручки, потом за одну ручку, затем подхватывайте у самой поверхности, затем малыш начнет выплывать самостоятельно, а вы постепенно будете отходить от бортика, увеличивая расстояние, которое малыш будет проплывать. Ныряйте вместе — держась за руки, лицом друг к другу, чтобы при погружении малыш мог видеть ваше лицо, вашу улыбку. Если ребенок спокойно погружается в воду — отпускайте его под водой, он будет выныривать самостоятельно. Нырять можно еще и с маминых рук. Хорошо, если в бассейн вы будете ходить не одни, а с мужем или с кем-нибудь из родственников. Тогда малыша можно будет отпускать плавать от мамы к папе. Можно будет бросать малыша в воду, а ваш напарник будет ловить его — сначала у поверхности воды, потом в воде.

Ныряйте с малышом несколько раз подряд, тщательно следя за его дыханием — это необходимо для развития плавательных навыков. Когда малыши уже хорошо ныряют и задерживают дыхание надолго, им можно давать задание собирать игрушки со дна бассейна. Начинать тренировки можно дома в ванной. Наливайте воду по чуть-чуть, потом все выше и выше. Когда малыш будет спокойно опускать голову под воду и доставать игрушки, предложите ему проделать то же самое в бассейне.

Малыш поплыл — что дальше?

Какое это счастье — ваш малыш поплыл! Вы можете гордиться и им, и собой! Но не стоит учить малыша «правильно работать руками и ногами» если вы сами не тренер. К сожалению, последствия такого обучения будет весьма плачевны. Неправильно поставленная техника может закрепиться, и тренеру потом будет сложно переучить ребенка. Когда ваш ребенок уже сумеет передвигаться по воде самостоятельно, вашей задачей станет показать ребенку, что вода может держать его даже в том случае, если он ничего в ней не будет делать (не будет грести руками и ногами). Учите ребенка скользить по воде, держась за доску (обруч, палку), за ваши руки, отталкиваясь от вас или от бортика, учите зависать в воде без движения («звездочка»), учите правильно выдыхать в воду, нырять, доставая предметы со дна. С 3-4 лет обычно уже можно отдавать детей в подготовительную группу к тренеру, где с ними будут заниматься до перехода к 7 годам в обычный бассейн.

Никогда не поздно начинать

Нет ничего страшного в том, что вы начали с малышом заниматься после года. Плавание все равно принесет ему огромную пользу. Но в этом случае подготовительный период займет более продолжительное время. Пусть сначала малыш привыкает к «маленькой воде» — к ванной. Показывайте ребенку презентации с фотографиями детей в бассейне, читайте стихи и рассказы про море, смотрите картинки, слушайте песенки. Рисуйте, лепите, играйте с игрушками — пусть они у вас плавают, ныряют. Рано или поздно любому малышу захочется попробовать проделать все самому. И когда вы окажетесь вместе в бассейне, вашей главной задачей будет не спугнуть ребенка, не отбить у него желание находиться в воде. Конечно, после года все занятия с детишками проводятся в игровой форме. Вы не просто учитесь дышать в воду — а пускаете пузыри (можно даже соревноваться, кто больше пустит пузырей — маленький пловец или его мама), не достаете со дна игрушку, а охотитесь за сокровищами. Вы приседаете в воде и становитесь гномиками, а потом опять вырастаете; ныряете в обруч как лев на арене подводного цирка; не опускаете лицо в воду, а пытаетесь посмотреть, что за сюрприз спрятался под водой. Играете в догонялки, в подводную лодку, ходите в гости к обитателям подводных глубин. Чем разнообразнее и веселее будут игры, тем больше удовольствия и радости получите и вы и ребенок, тем более продуктивными будут занятия.

А в остальном статья забавная. Некоторые несогласности можно пропустить. Вызывало неприятие именно это "ода дарит маме и её малышу бесценные минуты общения, укрепляющие связь между ними, устанавливающие взаимопонимание и доверие." Типа папе это нафик не нужно...

4

Счастливый ребенок 28.07.2017

Дорогие читатели, ваши дети умеют плавать? Если да, то помните ли вы, как и когда учили их такому важному навыку? А если нет, то, может, самое время начинать? Ведь для ребенка плавание – не только веселая забава, но и полезная для организма физическая нагрузка. Кроме того, на отдыхе такое умение тоже очень пригодится – и детям веселее, и родителям легче. Мое личное мнение: уметь плавать ребенок должен так же, как и ходить.

Сегодня на блоге мы с вами обсудим тему, как научить ребенка плавать, познакомим вас с основными правилами безопасного обучения детей плаванью. Предлагаем вашему вниманию упражнения для детей разных возрастов, чтобы вы могли позаниматься с ребенком в бассейне и в открытых водоемах. В этом нам поможет ведущая рубрики Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Лето в самом разгаре. Многие семьи предпочитают отдыхать в этот жаркий период возле воды. Солнце, море, пляж… Довольно редко встречаются дети, которые не любят воду. Ведь купание в море, речке или большом бассейне на открытом воздухе не может сравниться с домашней ванной. А в знойный летний день детвору вообще трудно вытащить из воды.

Но, чтобы максимально получить удовольствие от времяпровождения на воде, необходимо уметь плавать. Именно поэтому вопрос, как научить ребенка плавать, возникает рано или поздно.

Так с чего начинать? Давайте вместе с вами попробуем ответить на вопросы, возникающие в период обучения плаванию вашего ребенка.

Какая польза от плавания

Для начала давайте спросим себя, зачем вообще ребенку нужно плаванье. В конце концов, не каждый будет жить возле моря или станет моряком. Однако и в таких случаях есть неоспоримые доводы, которые однозначно говорят за то, чтобы ребенок умел плавать.

Так, занятия плаванием очень полезны, ведь они укрепляют иммунитет и формируют здоровую осанку, дают положительные эмоции. Кроме того, они являются хорошей профилактикой простудных заболеваний, укрепляют сердце и сосуды, тонизируют мышцы, развивают физические способности: силу, выносливость и координацию движений.

Кроме того, в жизни бывают разные ситуации, и это может обернуться трагедией, если ребенок не будет уметь плавать. Это жизненно необходимый навык! И, конечно, нельзя не отметить, что на самооценке ребенка умение плавать также сказывается весьма положительно – это возможность прибавить авторитета в глазах сверстников и укрепить уверенность в себе. Тоже замечательно!

Необязательно растить из своего ребенка спортсмена-пловца. Но умение держаться на воде и плавать всегда будет ребенку на пользу.

Где учить ребенка плавать

Первые уроки лучше всего проводить в знакомой и комфортной ребенку обстановке. Это может быть обычная ванная или надувной бассейн. Если вы все же выбрали открытый водоем, то позаботьтесь, чтобы выбранное вами место было безопасным.

Оцените санитарное состояние воды и обследуйте дно водоема на наличие крупного мусора – коряг, арматуры, бутылок и т. д. Также проверьте наличие водоворотов и течений. Если они есть, то лучше начинать уроки плавания в другом месте. Учитывайте температуру воды и воздуха, и, если температура воды окажется ниже 23˚С, то занятия следует отложить или выбрать более подходящее место.

С какого возраста можно обучать плавать детей

Новорожденные очень любят купаться, поскольку вода – это их естественное состояние, ведь малыш все 9 месяцев окружен околоплодными водами. И все-таки мнения специалистов, с какого возраста можно обучать малыша плавать, расходятся. Одни считают, что оптимально учить ребенка плавать с рождения, так как малыш еще не растерял врожденных умений находиться в водной среде и легче обучается. Другие считают, что учить плавать лучше всего с 4-летнего возраста. В чем сходятся мнения, так это в том, что все довольно индивидуально и начало процесса обучения зависит от ребенка и его физических способностей.

Если у вас возникли сомнения, проконсультируйтесь со своим педиатром. Задайте ему все интересующие вас вопросы. И обязательно проверьте перед началом обучения, нет ли у вашего ребенка проблем с носом и ушами (отит, синусит, повреждения барабанной перепонки). Это очень важно! Ведь для освоения плавания малышу придется погружаться в воду, и вы должны быть уверены, что ребенок абсолютно здоров.

С чего начать

Существует масса упражнений, методик и способов, как научить ребенка плавать. Но для того чтобы плавание на самом деле приносило пользу, необходимо самое главное – соблюдение родителями важных правил.

  • Если ребенок боится или не хочет купаться, не нужно настаивать, это может вызвать у него гидрофобию на всю жизнь;
  • проводите занятия в игровой форме;
  • ключевой момент в обучении плаванию – это хорошее настроение ребенка. Не пытайтесь начинать занятия с плохим настроением;
  • хвалите своих детей, радуйтесь их даже самым малым достижениям. Если ребенок будет чувствовать вашу поддержку и любовь, он будет стараться;
  • не используйте для обучения никаких аксессуаров (нарукавники, круги и прочее);
  • не учите плавать своего ребенка «как-нибудь». Выберите определенную технику и придерживайтесь всех необходимых правил.

Прежде чем приступить к занятиям, займитесь с малышом постановкой дыхания. Специальные упражнения помогут ребенку научиться правильно дышать в воде.

Упражнения для тренировки дыхания

Чтобы устранить фактор страха, начните с такого упражнения: посадите ребенка к себе на колени и прижмите его живот ладонями так, чтобы он не выпячивался при вдохе. Теперь пускай малыш сделает вдох и выдох 5-6 раз. Вы в этот момент должны проследить за тем, какая у ребенка глубина вдоха и сила выдоха. Нужно выработать верный ритм дыхания, при котором при вдохе плечи поднимаются, а при выдохе опускаются. Повторите это упражнение пару раз и дайте ребенку отдохнуть.

Вот еще несколько полезных упражнений.

  • Стойка «ноги врозь». Руки сцепите за головой, локти разверните строго в стороны, голову запрокиньте. В такой позе необходимо выполнить 8-9 глубоких вдохов и выдохов.
  • Стойка «ноги врозь». Вытяните руки вверх, держа их за головой. Кисти рук наложите друг на дружку и опустите подбородок на грудь. Сделайте 8-9 глубоких вдохов и выдохов. Наблюдайте, чтобы дети при этом «подбирали» живот.

Игра «Воронка»

Посадите малыша перед тазиком с водой и попросите его подуть на воду так, чтобы на поверхности воды образовалась воронка. Можете посоревноваться с ребенком, у кого воронка получается глубже.

Игра «Пузыри»

Ваш ребенок держится за край таза. Делает глубокий вдох и опускает лицо в воду, после этого выполняется выдох. Дайте ему задание получить наибольшее количество пузырей. Проследите, чтобы он во время процесса не закрывал глаза.

Обязательно обучите ребенка кратковременной задержке дыхания. Пусть он глубоко вдохнет и не выдыхает, пока вы не сосчитаете до пяти. Повторите упражнение несколько раз.

Как научить ребенка плавать в 3-4 года

Мы уже с вами разобрались, чем полезно плавание, как подготовить малыша к урокам и с чего начать. В 3-летнем возрасте ребенку, который любит поплескаться и не боится воды, подойдет облегченный вариант плавания брассом. Обязательно учите малыша в игровой форме, соревнуйтесь с ним, делайте все весело и с удовольствием.

Предлагаю вашему вниманию несколько обучающих занятий, которые непременно помогут ребенку обучиться плаванию.

«Лягушка»

Это упражнение для ног. Ребенок держится за взрослого руками и отталкивается ногами, изображая лягушку. Взрослый при этом движется спиной вперед и буксирует за собой малыша.

«Сердечки»

Поучите ребенка рисовать на воде сердечки. Для этого пусть малыш вытянет вперед руки, разведет их в стороны и соединяет внизу. Потом это же повторите, опуская руки и плечи в воду, держа голову над водой.

«Прыжки»

Пусть малыш в воде примет сидячую позу, сгруппируется, оттолкнется ногами от дна и поплывет, делая ногами «лягушку», а руками «сердечки». Обязательно поучаствуйте в этом процессе, не стойте в стороне. Вы можете придержать малыша снизу или, вытянув руки, ловить юного пловца впереди.

«Поплавок»

Очень полезное упражнение. Малыш делает вдох и опускается на дно, потом, словно поплавок, плавно поднимается вверх.

Обязательно проводите все эти занятия на мелководье и показывайте своему ребенку все на собственном примере.

Как научить ребенка плавать в 5 лет

В возрасте пяти лет ребенка можно учить плавать кролем, используя при этом очки для плавания. Перед вами серия упражнений, которые помогут вам в этом ответственном деле.

«Стрелочка»

После того как ребенок научится правильно дышать, предложите ему попробовать плыть под водой. Для этого попросите ребенка поднять руки над головой, положить сомкнутую ладонь одной руки на тыльную сторону другой. Затем нужно сделать глубокий вдох, оттолкнуться от дна ногами и проскользить как можно дальше вперед, до полной остановки. Ноги при этом должны быть прямыми.

«Ножницы»

Это упражнение полезно для ног. Проводится на мелководье. Ребенок на полусогнутых руках делает упор лежа. Ноги и туловище в этот момент должны быть параллельны воде. Их этого положения ребенок начинает поочередно делать махи прямыми ногами вверх и вниз – «ножницы».

Затем можно соединить два предыдущих упражнения и выполнять одновременно «стрелочку» и «ножницы».

«Мельница»

Теперь необходимо научить ребенка грести руками. Покажите ему «мельницу» и попросите повторить. Согните руки в локтях и по очереди каждой рукой описывайте полукруг в воздухе, затем опуская руки в воду. Обращайте внимание на то, как руки входят в воду. Сначала должна идти кисть, потом предплечье и уже после этого локоть и плечо.

Заключительный этап – совмещение всех этих упражнений. Ребенок отталкивается от бортика бассейна или от берега водоема, делает махи руками, вдох-выдох, поворачивает голову в сторону руки.

Как научить ребенка плавать в 7-10 лет

К большому сожалению, многие дети школьного возраста не умеют плавать. Но, вопреки частому мнению, и в 7 лет обучить ребенка плаванию не поздно. Главное – родительское терпение и регулярность тренировок.

Конечно же, обучать 7-10-летнего ребенка дома в ванной бессмысленно. Здесь нужны занятия в бассейне. В ванной можно тренировать правильное дыхание. Для обучения можно и нужно использовать все те методики и упражнения, которые мы рассмотрели ранее.

Предлагаю вам послушать советы тренера Натальи Корнишиной по обучению детей плаванию. Она отвечает на многие важные вопросы, дает рекомендации, и мы увидим простые упражнения по обучению детей этому важному делу.

Как научить ребенка плавать в бассейне

Чтобы научить ребенка плавать в бассейне, можно использовать те же техники, о которых мы говорили выше. Юный пловец пусть держится за борт и лежит на животе с вытянутыми руками. При этом он активно двигает ногами, показывая лягушку.

Такие же движения можно повторять уже с использованием пенопластовой доски. Ребенок держится за нее, двигает ногами и начинает плыть. Затем постепенно доску можно будет убирать, вместо нее подключая движения руками.

Отличный вариант поручить обучение детей плаванью специалистам. В бассейне есть тренеры, и за короткое время они научат детей плавать.

Большинство современных родителей увлекаются ранними развивающими методиками, в том числе и обучением новорожденных детей плаванью. Что же это – новомодное увлечение или необходимое условие гармоничного развития малыша? Необходимо ли учить грудничков плавать, когда начинать и как это делать, чтобы не нанести вред детскому здоровью? В нашей статье мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Чем плавание полезно для грудничков?

С самого рождения дети уже способны плавать: могут задержать дыхание под водой и с удовольствием плескаются в ванной. Объясняется это врожденными рефлексами – до появления на свет малыш в мамином животе пребывал в жидкой среде. Приблизительно к трем-четырем месяцам эта врожденная реакция угасает, и учить кроху держаться на плаву придется намного позже.

Однако суть подобных занятий с новорожденным состоит не в том, чтобы сделать из него будущего олимпийского чемпиона. Все чаще педиатры высказываются о том, что грудничковое плаванье приносит неоценимую пользу .

  1. Регулярные водные процедуры учат детей спокойно относиться к перепадам температуры. Благодаря закаливанию укрепляется иммунитет, что снижает вероятность простудных заболеваний, способствует динамичному физическому развитию и помогает предотвратить разнообразные проблемы со здоровьем.
  2. Результатом систематических занятий становится формирование правильной, красивой осанки, крепкого мышечного корсета для детского позвоночника.
  3. Водные упражнения намного эффективнее для совершенствования двигательной системы, чем массаж и поглаживание. Они укрепляют или, наоборот, расслабляют мышцы спины, рук, ног и шеи. Кстати, юные пловцы раньше начинают ползать, вставать на ноги и ходить ().
  4. Во время купания, когда у ребенка немного затруднено дыхание и организму не хватает кислорода, детский организм дополнительно выделяет красные кровяные тельца (эритроциты), что способствует росту уровня гемоглобина.
  5. Плавание и ныряние положительно воздействует на легкие и сердечно-сосудистую систему, помогает стимулировать кровоснабжение органов и нормализовать артериальное давление.
  6. Когда ребенок ныряет, затекающая вода прочищает гайморовы пазухи. А это профилактика насморка у новорожденного. Также промывается детский носик, удаляются все бактерии, пылевые частицы и возможные аллергены.
  7. В воде ребенок успокаивается, избавляется от страхов. Также водные процедуры укрепляют связь между мамой и младенцем, уделяя время малышу при занятиях плаванием, вы сможете лучше понять язык его тела и жестов, что позволит вам быстрее найти взаимопонимание со своим крохой.
  8. Ребенок, наученный с рождения плавать, не будет бояться открытых водоемов.

Еще один несомненный плюс – многие детки, поплавав и поныряв, быстро засыпают и не тревожат молодую мамочку почти всю ночь. Что, согласитесь, немаловажно!

Правила плаванья с грудничком


Научить новорожденного плавать не составит для родителей особого труда, если придерживаться основных рекомендаций.

Оптимальный возраст

Начинать обучение следует с трех-четырех недель. Во-первых, к этому моменту заживает пупочная ранка. Во-вторых, ребенок прибавляет в весе, понемногу адаптируется к новой действительности. Наконец, младенческие рефлексы (плавательный и дыхательный) еще не затухли.

Подготовка ванны

Все процедуры следует проводить в привычной для крохи обстановке. Перед погружением помойте ванну обычным хозяйственным мылом, а раз в неделю промывайте ее содой, не забывая тщательно споласкивать. Будьте осторожны с раствором марганцовки и травяными отварами – ребенок может наглотаться жидкости. После получения основных плавательных навыков вы можете перейти к более профессиональным урокам – в бассейне.

Температура воды

Первые тренировки выполняйте при средней температуре в 35 °C. Понемногу ее можно снижать, но помните – маленьким деткам до трех месяцев нельзя купаться в воде, чья температура ниже 32 °C. Чтобы создать идеальные условия, следите за детским поведением:

  • если малыш плачет при погружении в течение нескольких минут, вода для него слишком холодная;
  • если он сначала хныкает, а потом замолкает и активно барахтается руками и ногами, вы подобрали оптимальную температуру;
  • если он излишне расслабленный и пассивный, ванна слишком теплая.

Во время купания вода постепенно остывает, но не торопитесь доводить ее до первоначальной температуры. В этом и заключается смысл процедуры – происходит малышей.

Как проводить занятия по грудничковому плаванию?

Водные процедуры нужно выполнять приблизительно через час после приема пищи: младенец еще не проголодался, а молоко уже усвоено. Еще один важный момент – занимайтесь только с выспавшимися детьми во избежание слез и капризов.

Склоняться над ванной, удерживая малыша в воде, достаточно тяжело – достается и спине, и плечам. Попробуйте делать это, сидя на стуле. Пол в ванной комнате обязательно застелите резиновым ковриком, чтобы было не так скользко. Возьмите с собой чистую пеленку – ею вы сможете вытереть новорожденного после заплыва. В нее также можно укутать грудничка, перед тем, как занести его в детскую. Впрочем, если в квартире нет сквозняков, врачи рекомендуют немного промокнуть кожу крохи, не вытирая досуха, и отнести его в кроватку голышом. Это еще один действенный способ закаливания.

Итак, все готово к купанию – ванна наполнена чуть теплой водичкой, а ваше чадо в прекрасном настроении. Сначала дотроньтесь его рукой до водной поверхности, потом погрузите в нее ступни ребенка. Опускайте кроху вертикально, не прекращая разговаривать уверенным, спокойным голосом.

В грудничковом плавании применяют два вида поддержек: под подбородок и под затылок. В первом случае младенец лежит на воде животом вниз, а вы придерживаете его головку так, чтобы детский подбородок находился на вашей ладони. При втором варианте ребенок лежит на спине, а вы подхватываете его голову за затылок. Попробуйте обе позиции и выберите ту, которая нравится вашему чаду больше всего.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...


Основные упражнения в ванне

(в конце статьи много видео инструкций о том какие упражнения можно делать с новорожденным в ванне)

Если вы думаете, что водные процедуры в домашних условиях – неинтересное мероприятие, то вы ошибаетесь. Безусловно, у грудничка не будет возможности выполнять сложные кульбиты под руководством инструктора, но несколько несложных манипуляций вы сможете провести самостоятельно.


Совет: Для собственного успокоения приобретите надувной «спасательный» круг или шапочку с пенопластом. Смотрятся они достаточно симпатично и помогают младенцу находиться на поверхности воды даже без маминой поддержки.


  • Толчки и повороты

Приближайте ножки малыша к стенкам ванны. Почувствовав опору, он станет отталкиваться от бортиков и попытается плыть. На данном этапе ваша помощь минимальна – нужно всего лишь поддерживать кроху, который станет переворачиваться со спинки на животик.

  • Плескание

Ребенок лежит на животе, полностью погрузившись в водичку, а вы придерживаете его голову за подбородок. Покажите ему, как необычно выглядят разбегающиеся по воде круги, если немного поплескаться.

  • «Плывем за корабликом»

Исходное положение, как в предыдущем занятии. Поместите перед крохой игрушку для купания и попробуйте ее достать, говоря при этом: «Погляди, наша лодочка уплывает. Давай ее догоним». Необходимо постепенно наращивать скорость и длину «дистанции».

  • «Восьмерка»

Когда малыш научится двигаться по прямой линии, попробуйте перейти к следующему уроку. Его можно выполнять и на спинке, и на животике. «Рисуйте» ребенком цифру 8, индивидуально подбирая скорость выполнения задания.

  • «Качели»

Переверните младенца на живот, придерживая головку за затылок и подбородок, чтобы она оставалась над водой. Имитируйте плаванье вперед-назад и верх-низ (погружая и поднимая), совершая плавные движения.

Внимание, ныряем!

Пожалуй, самый непростой элемент грудничкового плавания – ныряние. И сложен он не для детей, а для родителей из-за боязни, что их ненаглядное чадо захлебнется. Однако ребенок с рождения умеет задерживать дыхание, ему об этом нужно лишь напомнить.


Прежде чем окунать малыша с головой, следует подготовиться. Произносите ключевое слово «Ныряем!» и дуйте грудничку в лицо. Он сразу же закроет глаза и задержит дыхание. Повторяем упражнение 10 дней.

Затем задание чуть усложняется: после оговоренной фразы необходимо подуть и побрызгать на лицо водой. Усвоили этот этап? Переходите, собственно, к полному погружению. Старайтесь делать первые нырки, когда ваш маленький пловец находится в добром расположении духа и успел немного искупаться. Произносите знакомую команду и опустите его не очень глубоко на пару секунд. Позже время погружения можно увеличить до пяти-шести секунд.

Противопоказания к занятиям

Перед началом систематических водных процедур проконсультируйтесь с лечащим педиатром. Он объяснит, подходит ли это занятие для вашего отпрыска, и выявит возможные ограничения. Плаванье противопоказано при следующих отклонениях в здоровье:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • врожденные сердечные болезни;
  • гнойные дерматиты;
  • простудные и вирусные заболевания (после курса лечения можно плавать);
  • расстройства неврологического типа, которые сопровождаются судорогами.

Помните, что нельзя настаивать и заставлять детей купаться, плавать и особенно нырять. Подобные усилия не добавят крохе здоровья, а, напротив, приведут к психологическим проблемам.

Итак, грудничковое плавание – чрезвычайно увлекательное и крайне полезное мероприятие. Ребенок погружается в знакомую для него среду, развивает мышечную систему, укрепляет иммунитет и узнает окружающий мир. Малыши, которые начали плавать с первых дней жизни, лучше адаптируются к условиям детского сада и школы. Разве это не веская причина заняться плаванием со своим чадом?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Малыш в околоплодной жидкости находится все девять месяцев беременности, там он нормально себя чувствует и поэтому очень многие малыши любят плавать после рождения. Если это не так, то на его выбор влияют факторы окружающей среды, такие как температура воды и условия для плавания. Многие малыши могут научиться плавать в ванной еще до того, как смогут самостоятельно ползать или ходить . Одновременно с этим отметим, что при ежедневных процедурах, во время которых у ребенка имеется возможность поплавать, у малыша наблюдается положительная динамика в области двигательной активности. Зачастую такие дети намного раньше начинают ходить и ползать.

Условия для правильного приучения к плаванию

Если родители хотят, чтобы их ребенок приучался к навыкам плавания еще с грудного возраста, то это самый оптимальный возраст, когда ребенок бессознательно сможет освоить умение, не будет бояться воды. Возможно, это послужит в дальнейшем началом его развития в этой области. Приучать к плаванию грудничка нужно постепенно, часто для него становится стрессом, нужно создать все условия для того, чтобы малыш не боялся купаться и нормально реагировал на воду. Проверяйте температуру воды, которая не должна быть выше 37 – 39 градусов по Цельсию .

В комнате должна царить спокойная обстановка. Время для купания должно быть выбрано в соответствии с режимом дня ребенка. Оптимальный вариант – это перед вечерним кормлением, однако малыш не должен во время купания чувствовать резкое чувство голода.


С чего начать?

Первые процедуры купания проводятся в домашней обстановке, обучение должно проводиться в теплой комнате. При нормальном развитии событий все должно пройти спокойно, поскольку дети грудного возраста очень любят плавать и купаться. Начиная с трехмесячного возраста малыша можно купать в большой ванне, для этого можно надеть ему на шею специальный круг для купания. Это очень облегчит состояние мамы или родителя, который будет следить за ребеночком.

Дети не смогут наглотаться воды, данное приспособление не будет стеснять их движения или доставлять дискомфорт, поскольку круг придуман исключительно для удобства и безопасности младенцев.

Родителям стоит заранее определиться, какого эффекта они хотят добиться. После достижения возраста трех месяцев ребенок вместе с родителями может посещать водный бассейн. Плавание совместно с мамой или папой принесет гораздо больше положительных эмоций. Время с пользой может провести не только малыш, но и его родители. Для того чтобы правильно приучать малыша к этому умению нужно знать некоторые особенности процесса и последовательность действий.

По желанию родителей дети могут заниматься с профессиональным инструктором, который знает все нюансы в данном вопросе, если нет возможности регулярного посещения бассейна или вы не доверяете таким заведениям, то инструктора всегда можно пригласить на дом. У него можно узнать, как правильно купать малыша, с чего стоит начинать, какие есть нюансы.

Перед тем как погрузиться в воду целесообразно сделать малышу расслабляющий массаж.

Многих родителей интересует вопрос времени начала занятий, самые оптимальные сроки – это три месяца с момента рождения. В этот период дети еще имеют навык задержки дыхания. Плавание для грудничков в ванной способствует его гармоничному развитию соответствующее его возрасту.

Ныряние – не опасно!

Маленькие дети также могут научиться нырять в ванной, это можно сделать при помощи взрослых. Уроки плавания для грудничков необходимо начинать уже с месячного возраста младенца. В чем преимущества раннего ныряния? Просто маленькие дети в воде себя чувствуют естественно, и у них еще сохраняется навык задерживать дыхание, ведь не зря малыш все девять месяцев провел в воде.

Как научить ребенка нырять в ванной? Во время купания приучите ребенка после определенной фразы – «ныряй» или «под воду» брызните ему слегка водичкой в лицо и подуйте. У ребенка рефлекторно будут закрываться глазки, и он задержит дыхание на несколько секунд. Это совершенно не опасно и ничего страшного в этом нет. Спустя некоторое время ребенок поймет, что на самом деле происходит в ванной, и будет нырять сам.

Положительные стороны раннего плавания

Если ребенка учить плавать еще в грудном возрасте, то у него будет положительная динамика в развитии, вы будете легче понимать, чего он хочет. Взаимопонимание между родителями и малышом – это не единственный плюс, которым можно охарактеризовать плавание для грудничков. Каковы еще причины задуматься о раннем плавании?

  1. Дети, которые рано учатся плавать в ванной, быстрее научаться самостоятельно ходить и ползать.
  2. Положительный эффект имеет также процесс ныряния малыша, поскольку вода хорошо промоет носик, это отличная профилактика насморка.
  3. Ребенок будет уметь плавать, и не будет бояться воды.
  4. Доказано, что после плавания в вечернее время у ребенка наблюдается хороший здоровый сон.

Если вы еще не определились для себя, стоит ли приучать ребенка-грудничка к плаванию, задумайтесь и проанализируйте все «за» и «против» для вашего ребенка. Кроме всего прочего, плавание и ныряние в ванной – это отличное совместное времяпрепровождение родителей и грудничка. Плавание для грудничков – это море положительных эмоций и гармоничное развитие. Чем раньше начать обучение, тем спокойнее дети себя чувствуют во время купания и плавания.