Open
Close

Почему животных называют братьями нашими меньшими. Братья наши меньшие: животные, которые помогают людям Почему мы называем животных

Братья наши меньшие

Братья наши меньшие
Из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу» (1924) Сергея Александровича Есенина (1895-1925):
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове.

Поэт перефразировал и переосмыслил выражение из Нового Завета - «братья Мои меньшие». В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса, который так говорит о пришествии Сына Человеческого и Царя Небесного, который будет судить людей по делам их и будет милостив к праведникам, которые были человеколюбивы и, следовательно, боголюбивы (гл. 25, ст. 40): «И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
В России XIX в. это выражение дало рождение одному из своих популярных в то время производных - «меньшая братия». Так в либеральной русской публицистике тех лет называли людей из социальных низов, «низшие классы», равно как и весь «страдающий народ» (высокопарн.). М. Е. Салтыков-Щедрин («Дневник провинциала в Петербурге»):
«...Настроив себя на чувствительный тон, пустились в разговоры о меньшей братии.
- Меньшая братия - это, брат, первое дело! - говорил я.
Меньшая братия - это, брат, штука! - вторил Прокоп».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Братья наши меньшие" в других словарях:

    Мошка, мошкара, животные, живность Словарь русских синонимов. братья наши меньшие сущ., кол во синонимов: 4 живность (6) … Словарь синонимов

    БРАТ, а, мн. братья, ьев, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    1. Публ. Представители животного мира, животные. БМС 1998, 58. 2. Жарг. шк. Шутл. Ученики младших классов. ВМН 2003, 27. 3. Жарг. мол. Шутл. ирон. Рыночные торговцы из Китая и Вьетнама (г. Магнитогорск). Максимов, 44 … Большой словарь русских поговорок

    братья наши меньшие - представители животного мира, звери, животные. Считается, что выражение восходит к стихотворению Сергея Есенина “Мы теперь уходим понемногу...” (1924), где есть такие строки: Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И… … Справочник по фразеологии

    Братья меньшие - БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. 1. Устар. Бедняки, неимущие. Что же следует делать? Раздать все имущество, как Христос велел?.. Не в этом дело. Надо отречься от себя. Не иметь ни днём, ни ночью другой думы, кроме блага меньших братьев. Душу за них положить! Вот… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    - (ООЗЖ «Эгида») белорусское общественное объединение защиты животных, зарегистрированное 19 декабря 2006 года. Содержание 1 Цели 2 История 3 … Википедия

    А; мн. братья, тьев; м. 1. Каждый из сыновей по отношению к другим детям этих же родителей (или одного из них) (ср. сестра). Младший, старший б. Родные братья. Единоутробный б. (рождённый той же матерью, но от другого отца). Единокровный б.… … Энциклопедический словарь

    брат - а; мн. бра/тья, тьев; м. см. тж. братан, брательник, братец, братик, братишка, браток, братушка … Словарь многих выражений

    Животные, живье, зверье, братья наши меньшие Словарь русских синонимов. живность см. животное Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Мошкара, комар, братья наши меньшие Словарь русских синонимов. мошка см. насекомое Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Книги

  • Братья наши меньшие и мы сами , Филипович Эльвира Григорьевна. Книга представляет собой сборник рассказов и эссе об отдельных эпизодах, нередко забавных и поучительных из жизни животных, домашних и диких, а также людей, находящихся с этими животными в…

Выражение «братья наши меньшие» широко распространено в повседневной жизни. Откуда оно произошло - точно не известно. Но существуют неоспоримые факты, доказывающие схожесть в поведении животных и человека.

Инструкция

Сейчас во многих литературных изданиях и даже на просторах интернета можно встретить упоминание о животных, как «о братьях наших меньших». Но мало кто задумывался о том, откуда впервые пошло подобное определение, и почему именно оно используется в отношении животных.

Первые подобные метафоры можно встретить в Евангелие, но кого конкретно имел в виду составитель Писания под этим словосочетанием, определить очень проблематично. Одним из первых подобную метафору в более конкретном определении приводит Сергей Есенин в своем стихотворении. Его выражение быстро подхватили другие известные поэты и обычные люди, так что оно со временем стало нарицательным для всех возможных видов животных.

Но разве это только интерпретация поэтов? Необходимо разобраться в этом вопросе более подробно. Существует распространенное мнение о том, что животные полностью не похожи на человека. По мнению многих людей, у них нет многих чувств, присущих человеку и даже морали, так что трудно сравнивать с ними людей. Но так ли это на самом деле?

Многие считают животных крайне неразумными и отмечают их невозможность решать задачи нетривиальными способами. Но на деле в животном мире это встречает сплошь и рядом. Многие виды приматов пользуются примитивными орудиями труда, большинство развитых видов умеют использовать камни для своих целей.

Животные постоянно используют свой интеллект для решения самых рядовых задач. Возможности человека в этом плане значительно выше, но исходя из названных фактов, трудно назвать животных неразумными.

Животным присуще чувство эстетики, как и человеку. Многие виды птиц любят собирать блестящие предметы. Эти объекты нельзя съесть или как-то использовать, птицы просто любуются ими. Птица шалашник строит свои гнезда в виде шалашей и украшает свой дом цветами, укрепляя их между элементами гнезда. Они меняют цветы каждый день по степени их увядания, и это является явным фактом тяги к прекрасному.

У животных существует и собственная мораль, хоть и более простая, чем у человека. Хищники почти никогда не убивают друг друга во время борьбы за ресурсы, одно из животных подает знак поражения, после чего победитель позволяет ему уйти. Многие виды животных стараются помочь собратьям в случае опасности или ранения, выручая их из беды, даже рискуя собственной жизнью.

Животным присуще многие чувства, которые позволяют им быть похожими на людей. Именно поэтому их можно назвать «меньшими братьями человека», которые хоть и уступают ему по многим показателям, но имеют признаки человечности.


Существует мнение, что люди и животные принципиально отличаются друг от друга, что якобы, у животных в отличие от человека нет морали, нравственности, эстетического чувства, разума, способности любить, сострадать. Так ли это на самом деле? И если так, почему некоторые люди с таким теплом относятся к животным? Маяковский - один из самых жёстких поэтов серебряного века - посвятил одно из самых тёплых своих стихотворений лошади, где писал: «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». У Есенина количество подобных стихов зашкаливает. Именно Есенин назвал животных братьями нашими меньшими, и это выражение стало крылатым. Да и среди нас с вами, думаю, большинство любят животных, особенно кошек или собак. Что же заставляет людей видеть в столь «примитивных» существах своё подобие и относиться с таким теплом к ним, и так ли уж примитивны эти существа на самом деле?

Разум

Попробуем разобраться, действительно ли животные настолько неразумны, как о них думают некоторые люди. Разумность состоит в умении решать свои задачи нетривиальными, т.е. неочевидными способами, приспосабливаться к изменившейся ситуации… В животном мире, такое встречается сплошь и рядом. Во-первых, многие животные научились пользоваться примитивными орудиями труда - камнями. Некоторые хищные птицы, зажав его в клюве, бросают его на панцирь черепахи или на страусиное яйцо, чтобы расколоть его и добраться до пищи. Другие используют вместо камня Землю: подняв черепаху повыше, кидают её на землю, надеясь таким образом расколоть панцирь. Аналогичным образом использует камень и калан: положив на грудь раковину и зажав в ластах камень, он начинает часто колотить по моллюску, чтобы расколоть его. Осьминог использует камень ещё хитрее: подкравшись к полураскрытому моллюску, он быстро сует камушек между створками раковины, чтобы моллюск не смог до конца захлопнуться, после чего съедает его. А хитрость лисицы нашла даже отражение в русском фольклоре. Вот одна из её уловок: чтобы поймать ястреба она кладёт рыбью голову на видном месте, а сама прячется в засаде. Птица пикирует на рыбу и становится жертвой лисицы. Животные способны не только пользоваться примитивными орудиями труда, но и сооружать их самостоятельно, проявляя при этом смекалку в изменившейся ситуации. Например, сойки догадались изготовить жгуты из полосок бумаги, чтобы достать корм, который экспериментаторы положили вне клетки. Соорудив бумажные жгутики-палочки, сойки просунули их сквозь прутья клетки и дотянулись до зёрнышек. Некоторые виды обезьян научились делать из пальмовых листьев кулечки. Эти кулечки они используют в качестве стаканчиков, чтобы напиться воды у реки.

Всё это лишь немногие примеры использования интеллекта животными для решения своих задач. На самом деле, таких примеров можно найти гораздо больше. Многие хозяева кошек, наверняка, вспомнят случаи из собственной практики, когда их любимцы проявляли сообразительность, чтобы перехитрить хозяина.

Эксперименты показывают, что животные способны даже на абстрактное мышление. Хорошо известно, например, что животные умеют считать. Все, наверное, видели дрессированных собак, лающих определённое число раз в зависимости от задания. Говорят, у Булгакова была очень умная собака. В Новый год, когда пробили куранты, она прогавкала 12 раз, хотя её никто этому специально не учил. Но оказывается животные умеют не только считать, но и проводить численную аналогию между совершенно разными объектами. Вот описание одного из таких экспериментов. Попугай приучен съедать из кормушки столько зёрнышек, сколько загорается лампочек. Исследователи гасят лампочки, и вместо них попугай вдруг слышит три звука флейты. Это полная неожиданность для него, но после непродолжительного раздумья попка соображает, что к чему, и забирает из кормушки ровно три зерна – по числу звуков, заменивших число ламп. Потом зёрна из кормушки вообще убирают, ставя вместо них ряд карточек с нарисованными точками. Флейта звучит пять раз. Попугай проходит мимо карточек и клюёт в ту, где нарисовано пять точек. Никто не учил его этому. Он сам додумался найти соответствие между звуками и точками. Вот вам пример абстрактного мышления в чистом виде.

Эстетика

Многие полагают, что любовь к прекрасному (эстетическое чувство) - это то, что отличает человека от животных. На самом деле, это не так. Всем, например, хорошо известно о любви ворон и сорок к блестящим вещам. Эта любовь не обусловлена никакой насущной потребностью. Блестящие вещи, собираемые этими птицами, нельзя ни съесть, ни построить из них гнездо, ни использовать их ещё для какой-то практической цели. Единственное их назначение в том, чтобы любоваться ими.

Шалашник – австралийская птица, которая строит гнезда в виде шалашиков. Эти шалашики птицы украшают цветами. Иногда супруги страшно ссорятся – самец, допустим, приносит и укрепляет цветок, а самка его выдёргивает и выбрасывает. Шалашники каждый день меняют увядшие цветы на своем домике. Если цветок перевернуть «вниз головой», вернувшийся домой шалашник придет в сильное возбуждение и тут же переставит цветочек, «как надо». Больше всего шалашники любят синие цветочки. Они так любят синий цвет, что даже красят сами себя: разминают клювом синие ягоды и раскрашивают грудь в синий цвет.

Обезьяны тоже небезразличны к искусству. Цирковые дрессировщики, например, рассказывают, что обезьяны, привыкшие выступать в одежде, вскоре начинают придавать ей большое значение: они радуются обновкам, ревниво следят за тем, во что одеты другие обезьяны, любят хвастаться обновками перед ними. Есть у обезьян и своё примитивное искусство. Молодые шимпанзе часто пытаются выяснить, сколько шума можно произвести, колотя дубиной, топая ногами, хлопая в ладоши. Повзрослев, они превращают эти опыты в продолжительные групповые концерты. Одна за другой обезьяны принимаются топать, визжать, срывать листья, лупить по полым пням и стволам деревьев. Такие коллективные представления могут продолжаться по полчаса, а то и дольше…

В Интернете можно найти видео, на котором слон рисует слона, держащего в хоботе цветочек. Некоторые полагают, что это подделка, однако, кто знает на что способны слоны.

Мораль и нравственность

Вопреки расхожему мнению, мораль, как система правил поведения, существует у многих животных, особенно у хищников. Хищники, например, довольно редко убивают друг друга во время борьбы за территорию или самку. Кроме того, у них есть система знаков для обозначения, например, сдачи. Применив такой условный знак животное может рассчитывать на то, что его не станут добивать.

Кроме морали как запрета на действия у животных часто встречается и взаимопомощь, и способность к состраданию. Вот несколько примеров проявления подобных вещей:

На Волге чайки носились над водой и ловили рыбу. Долго смотревшая на них ворона решила попробовать тоже поймать рыбку, однако была захлестнута волной, намочила перья и стала тонуть. Чайки, болтающиеся вокруг, тут же перестали ловить рыбу и бросились вороне на помощь. Они предпринимали одну попытку за другой – подныривали под ворону, стараясь вытолкнуть на поверхность. Наконец, одной из них удалось удачно поддеть ворону, и та тяжело взлетела над водой. Аналогичный случай наблюдался на Дунае – чайки спасли ворону, которая, стукнувшись о препятствие, рухнула в воду. А о дельфинах, спасающих людей, сложены целые легенды.

Известно, что сурки никогда не бросают своих в беде, они стремятся затащить раненых в нору, порой рискуя собственными жизнями. Стараются помочь своим дельфины, слоны и обезьяны. Слоны поддерживают с двух сторон ослабевших или больных сородичей. Обезьяны тащат своих раненых, убегая от хищника…

Вот описание ещё одного интересного эксперимента, доказывающего, что способность к состраданию есть даже у крыс. Чтобы получить пищу, крысе нужно нажать на рычаг. Но при этом нажатие на рычаг причиняет другой крысе сильную боль. Крыса, нажимающая рычаг, видит, как другая крыса при этом пищит и корчится от боли. Как только крысы улавливают эту взаимосвязь, треть из них тут же перестает добывать пищу ценой страданий своих сородичей. Ещё треть перестает жать на рычаг только после того, как сами побывали в роли жертвы. То есть две трети крыс готовы терпеть голод, лишь бы не причинять боли сородичам.

Все эти примеры - лишь вершина айсберга. Между поведением людей и других животных можно обнаружить гораздо более глубинные связи, которые не представляется возможным описать в одной статье. Разумеется, все эти проявления развиты в меньшей степени, чем у человека, но изучение животных даёт основание полагать, что отличие между человеком и другими животными в основном именно количественные, а не качественные. Разве не напоминает нам поведение животных поведение маленьких детей, которые только начинают познавать мир? Может быть, именно в этом кроется причина любви человека к животным: природой в нас заложено любить своих детей для возможности продолжения рода. Но любовь к детям оказывается сродни любви к животным, которые своим поведением очень напоминают детей. Именно поэтому, таким удачным оказалось есенинское определение животных, как братьев наших меньших.

МБОУ «Средняя школа №5»

Классный час на тему:

«Братья наши меньшие»

Подготовила:

учитель начальных классов

Гридина В.Н.

Курск, 2015

Цели: воспитывать бережное отношение к животным

Задачи: углубить знания детей по теме,осуществлять воспитание подрастающего поколения, построенное на общечеловеческих ценностях, с учетом возрастных особенностей детей, развивать кругозор детей, развивать связную речь, логическое мышление.

Оборудование: иллюстрации.

Ход классного часа:

1. Орг. момент

2. Введение в тему занятия.

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.

Без него я как без рук,

Если откровенно.

Мы гуляем во дворе,

Весело играем,

Скоро в школу в сентябре

Вместе зашагаем.

Другу я любой секрет

Расскажу без страха.

Я несу ему котлет,

Спрятав под рубахой.

Ешь, мой маленький Дружок,

Что еще затеешь?

Ты пока еще щенок,

А дружить умеешь.

Как вы думаете, о ком мы с вами будем сегодня говорить? (О животных)

Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим на важную и интересную тему. Но для начала скажите, вы любите животных? Каких животных вы знаете? А какие ваши самые любимые? (Дети отвечают) Как можно по-другому назвать животных? (Братья наши меньшие).

3. Беседа с детьми. Историческая справка.

Почему мы их так называем? Ребята, а можно ли представить себе мир без животных? Почему? А какую пользу они приносят? (Дети отвечают. Учитель дополняет).

На самом деле нельзя представить себе этот мир без животных: ведь они приносят нам радость, когда нам плохо, спасают, когда человек попадает в беду, могут вылечить, животные очень нужны природе.

В разное время и в разных странах к животным относились по-разному: например, в Древнем Египте им поклонялись как богам: многие звери были признаны священными, что давало им такие привилегии, о которых рядовой древний египтянин мог только мечтать. В Мемфисе, например, существовал культ быка Аписа. Для того чтобы получить столь высокий «пост», бык должен был соответствовать определенным канонам: на лбу должен быть белый треугольник, на шее – пятно, напоминающее орла, а на боку – пятно в форме растущей луны. Священный Апис жил в особых апартаментах: перед храмом для него был оборудован специальный загон, где он принимал дары. Если бык умирал, то египтяне объявляли долгий пост и траур, однако после него жрецы начинали подыскивать нового пятнистого кандидата. Но священное животное не шло на котлеты. В новое время были найдены захоронения быков: мумифицированные быки находились в саркофагах из розового гранита, известняка, базальта. Саркофаги были монолитными и достигали 4 метра в высоту и весили около 70 тонн. Так обычно хоронили знатных вельмож. Особенно, если учитывать тот факт, что мумификация - процесс долгий и довольно дорогой по тем временам.

Очень повезло священному крокодилу, который проживал в Фивах. Его украшали драгоценными серьгами и кольцами, а поклонники культа регулярно выражали своему зеленому богу почитание и подносили всяческие дары.

Египтяне поклонялись шакалам, гиппопотамам, птице ибису и многим другим животным.

Особое место в египетской религии занимали кошки. Они истребляли крыс, извечных врагов урожая, за что особенно почитались египтянами. За убийство кошки полагалось суровое наказание. Кошка символизировала солнечное тепло и свет, ее считали священным животным богини Бастет. После смерти священных котов мумифицировали: было найдено большое количество «кошачьих» мумий.

В Европе в Средние века кошка считалась спутницей ведьм и олицетворением нечистой силы (см., к примеру, первую сцену из трагедии «Макбет» Уильяма Шекспира). Из-за этого кошек (особенно чёрных) заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен. Уничтожение кошек в Средние века косвенно повлияло на распространение эпидемии чумы, которую разносили крысы и другие грызуны.

Сейчас животных можно встретить во многих домах, например, кошек, собак, птиц, иногда встречаются экзотические животные: змеи, например, питоны, пауки и прочие. Чаще всего их держат дома для того, чтобы хозяину не было одиноко, иногда для развлечения, в некоторых случаях из надобности. Животные работают в цирке, например, тигры, слоны, лошади, птицы.

Баллада о собаке

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы...

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали...

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит спотыкаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела...

Труп волны снесли под коряги...

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце - чистейшей породы!

Анализируем стихотворение: как поступил хозяин? Правильно ли он поступил? Чему нас учит это стихотворение?

Животные – это очень преданные создания. О них написано множество художественных произведений, создано множество мультфильмов и фильмов: «Король лев», «Балто», «Спирит», «Том и Джерри», «Ну, погоди!» - мультипликация, «Бетховен», «Белый Бим Чёрное ухо», «Лесси», «Четыре таксиста и собака» и многие-многие другие фильмы.

История рассказывает о невероятной преданности. Дети, поднимите руки те, кто из вас смотрел мультфильм «Балто». Для тех, кто не смотрел расскажу о сюжете: полнометражный мультипликационный фильм, основанный на реальных событиях, повествующий историю Балто, храброй ездовой собаки, которая доставила сыворотку против дифтерии, чтобы спасти детей городка на Аляске (1925).

Эта история произошла в Америке на Аляске в 1925. В начале 1925 года дифтерия, страшная болезнь, поражающая детей, разгорелась в одном из американских поселений – Ном. Было необходимо лекарство - дифтерийная сыворотка, притом всем прилегавшим больницам. Связавшись по телеграфу со всеми близлежащими городами, выяснили, что немного сыворотки осталось в городе Анкоридж, который лежал за тысячу миль от поселения.

Ледяной шторм и буря не позволяли взлетать самолётам. Было решено перевезти сыворотку поездом, в город Ненана, но не дальше, за отсутствием железнодорожных путей. Однако Ненана располагалась на расстоянии, превышавшем тысячу километров ледяной пустыни. Жители Нома предложили выход: снарядить собачью упряжку и положиться на скорость и силу собачьих лап и мастерство ведущих упряжку.

Команда была снаряжена, и упряжки отправились навстречу ледяному ветру и снегу. Многие сдались в процессе перехода. Это неудивительно, ведь было почти невозможно найти дорогу в снежном буране. Первым прибыл в Ненану Гуннар Косен, чью упряжку лаек вёл Балто. Однако на обратном пути Гуннар оказался настолько ослаблен обморожениями, что не смог продолжать руководить командой.

И вот, когда Гуннар Косен потерял всякую надежду спасти детей Нома, Балто, помнивший дорогу, сам повёл команду обратно в город, не сбавляя скорость до благополучного прибытия в Ном. По прибытии собаки были так измотаны, что у них не осталось сил даже на лай, но зато лекарство было доставлено больным.

После этого Балто был признан национальным героем. В конце 1925 года в Центральном парке Нью-Йорка был установлен памятник, с выгравированными на нём словами: «Выносливость, преданность, разум». Вскоре хозяин упряжки организует тур по стране: он возил собак по всей Америке, собирая много народа, вызывая тем самым ажиотаж. Затем Балто и другие лайки оказались в «театре для Джентльменов», где они содержались в ужасных условиях: были привязаны к цепям, которые вызывали ужасную боль. После этого было принято решение выкупить собак за 2000$ (приблизительно 50 000р) по тем временам немыслимые деньги. Средства собирали по всей стране. Затем собаки возвращаются в город Кливленд.

После смерти чучело Балто было выставлено в музее Кливленда, чёрная окраска сменилась коричневой. Чучело Балто так и осталось стоять в одном из холодных подвалов музея.

И по сей день в школах Аляски проходят историю Балто, его поступок не умер, он навечно останется символом доблести, чести, достоинства и несломленной воли к победе. С того времени каждый год по тому же пути, пройденному Гуннаром, Балто и знаменитой упряжкой лаек, стали проводиться соревнования. Всё те же суровые условия, тот же маршрут были под силу немногим участникам, несмотря на то что температура во время соревнований была куда выше той, что установилась в 1925 году. Ежегодная гонка ездовых собак продолжалась вплоть до 1973 года.

Красивая история, правда? Ребята, а вы знаете случаи, когда животные спасали жизнь людей? (Дети отвечают).

А у вас есть домашние любимцы? Какие? Можете рассказать какие-либо забавные или интересные случаи из жизни ваших любимцев? (Ответы детей)

На самом деле, как бы мы с вами не любили животных, к сожалению, можно встретить людей, которые относятся жестоко к животным: купив котёнка или щенка, выбрасывают его на улицу, как только он становится взрослым и не способным развлекать хозяина. Некоторых животных люди убивают, преследуя выгоду:

амурские тигры : их убивали из-за красивой шкуры, из которой делали одежды или украшение для дома, изготавливали чучела, которые служили украшением домов аристократов. В китайской народной медицине особо ценятся зубы тигра, из которых делают порошок. В настоящее время запрещёна охота на этих животных, но в некоторых районах планеты процветает браконьерство. К сожалению, такие виды тигров как балийский тигр, яванский тигр, туранский тигр вымерли. Максимальное количество особей этих прекрасных животных – 2000 (Бенгальский), минимальное – 20 (Южно-китайский)

Бельки – это детёныши морских котиков. Их убивают в первые недели жизни, так как их мех особенно ценен и дорог.

Киты также под угрозой исчезновения. Почти во всех странах мира запрещён китобойный промысел, но этот запрет не коснулся Россию – наша страна отказалась подписывать договор, по которому запрещён промысел китов. Эти животные занесены в Красную книгу РФ. Знаете что такое Красная книга? Для чего она нужна? Каких краснокнижных животных, помимо этих, вы знаете?

Какие выводы мы можем с вами сделать, ребята? (Нужно бережно относиться ко всему окружающему)

4. Интересные факты из жизни животных.

Молодцы! А сейчас я вам расскажу несколько интересных фактов из жизни животных.

1. Когда европейцы впервые увидели жирафа, они назвали его "верблюдопардом", решив, что это гибрид верблюда и леопарда.

2. Животное с самым большим мозгом по отношению к телу - муравей.

3. Слон - единственное животное с 4 коленями.

4. Несмотря на горб, позвоночник у верблюда прямой.

5. Крот может за одну ночь прорыть туннель длиной в 76 метров.

6. У улитки около 25 000 зубов.

7. Древние египтяне учили бабуинов прислуживать им за столом.

8. Нужно 4 часа, чтобы сварить вкрутую страусиное яйцо.

9. Ленивцы проводят 75 % жизни во сне.

10. Колибри не могут ходить.

11. У мотылька нет желудка.

12. Шимпанзе - единственные животные, которые могут узнавать себя в зеркале.

13. Пингвины могут подпрыгивать в высоту больше, чем на полтора метра.

14. Европейцы, приехав в Австралию, спрашивали у аборигенов: "А что это тут у вас за странные прыгающие звери?" Аборигены отвечали: "Кенгуру", - что значило: "Не понимаем!"

5. Загадки.

Длинные ушки, быстрые лапки.

Серый, но не мышка.

Кто это?..(Зайчишка)

Веток хруст в лесу

То тут, то там.

Ищет жёлуди...(Кабан)

По реке плывет бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

(Крокодил)

Не кузнец, а с клещами,

С длинными усами.

Когда он черен -

Куслив и задорен.

А лишь покраснеет,

Так и присмиреет.

Теремок ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Богатая, рогатая.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

    Подведение итогов, рефлексия.

Ребята. вот наше с вами занятие и подошло к концу. Давайте с вами подведём итоги. О чём вы сегодня узнали? Какие уроки для себя усвоили?

Кто считает, что хорошо работал на занятии?

Кто считает, что ему необходимо ещё постараться?

Молодцы, ребята, спасибо всем за работу!

Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов по теме «Братья наши меньшие». В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Братья наши меньшие

Описание материала: Предлагаю Вам сценарий библиотечного часа для учащихся 2-3 классов по теме «Братья наши меньшие». В рамках реализации часов внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе, этот сценарий может быть использован в курсе духовно-нравственного направления - «Библиотечный час». Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям начальных классов, библиотекарям.

Цели:

Развитие заинтересованности и потребности в чтении научно-популярной литературы.

Воспитание чувства ответственности за братьев наших меньших.

Задачи:

Привлечь к чтению литературы о многообразии животного мира.

Привить любовь к животным, бережное отношение к окружающему миру. Воспитать чувство ответственности за судьбу домашнего питомца.

Оборудование:

Стенд с фотографиями домашних питомцев. Выставка книг: «Наши верные друзья». Запись песни «Собачья песня»: музыка С.Никитина, слова Ю. Мориц.

Раздаточный материал : Конверты с разрезанными картинками «Сказки о животных»; карточки с половинками пословиц и поговорок о кошках.

Ход урока:

Звучит запись песни «Собачья песня».

Библиотекарь:

Ребята! Много тысяч лет живут на планете Земля рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Русский поэт Сергей Есенин с любовью называл зверей «братьями нашими меньшими». Я думаю, вы тоже любите животных.

Сегодня мы поговорим о наших домашних питомцах. Наверное, почти у каждого из вас есть дома собаки, попугаи, рыбки, хомячки, кошки. Ещё в древние времена человек начал приручение диких животных, таких как собака, лошадь, корова, коза, куры. И только кошка, живя рядом с человеком, оставалась самостоятельной и независимой. Как показали раскопки, приручение кошки датируется четвёртым тысячелетием до нашей эры. В Древнем Египте на рисунках, изображающих сцены домашней жизни, рядом с женщиной сидит кошка. Древние египтяне обожествляли их. Они считали, что кошка приносит счастье. Из Египта кошка распространилась в Китай, Таиланд, Бирму и на север – через Крит и Рим в Европу. Кошек называли «добрыми духами жилища». Как вы думаете, почему? Правильно. Кошка стала союзником человека в борьбе с грызунами.

Домашняя кошка – ласковое, милое, грациозное животное. На Руси считали, что кошка – хозяйка дома. Многие народы создавали пословицы и поговорки о кошках. Давайте вспомним эти пословицы и соберём их. На карточках написаны половинки пословиц. Вам надо их соединить, прочитать и объяснить их смысл. (Работа по группам)

Пословицы и поговорки о кошках:

Без кошки нет дома, без собаки – двора

Богат Мирошка, а животов – собака да кошка

Живёт Ермошка: есть собака да кошка

Кот - охотник до рыбы, да воды боится

Кота в меше покупать нельзя

Кошачья лапка мягка, а коготок остёр

Кошка в печурку – стужа во двор

Кошка лазит и в окошко

Кошка на печке, пёс на крылечке

Кошка спит, а мышей видит

Кошка с дома, мыши в пляс

Кошке – игрушки, а мышке - слёзки

Кошки – со двора, а мыши – по столам

Отчего кот гладок? – Поел, да и на бок

Рано пташка запела, как бы кошка не съела

Часто кошки встречаются в сказках, выступая всегда в роли помощников человека. Назовите произведения, в которых встречаются эти известные пушистые герои:

Кот Базилио (А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Кот Епифан (Е.И.Чарушин «Кот Епифан»)

Котёнок Тюпа (Е.И.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «О том, как Тюпа снова сделался маленьким», «Почему Тюпа не ловит птиц»)

Кот Матроскин (Э.Н.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Семейство кошек (С.Я.Маршак «Кошкин дом»)

Кот Леопольд (А.И.Резник «Приключения кота Леопольда»)

Кот учёный (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)

Кошка Мурёнка (П.П.Бажов «Серебряное копытце»)

Кот в сапогах (Ш.Перро «Кот в сапогах»)

Кот Фёдор Тимофеевич (А.П.Чехов «Каштанка»)

Чеширский кот (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

Сказки («Репка», «Кот и лиса», «Кот – серый лоб, козёл да баран», «Кот, воробей и петух», «Кот, петух и лиса» и другие) (Ответы детей)

Ребята, обратите внимание на выставку книг «Наши верные друзья». Сейчас мы постараемся вспомнить все эти произведения и соберём разрезанные картинки, которые собраны в конвертах «Сказки о животных». (Дети собирают картинки).

Послушайте рассказ Льва Толстого «Котёнок»

Вопросы:

  1. Любили ли Катя и Вася котёнка?
  2. Почему они оставили его одного и правильно ли они поступили?
  3. Почему Вася бросился спасать котёнка?

Если вы берёте на себя ответственность, заботится и ухаживать, воспитывать и дружить со своим питомцем, то вы за него в ответе на всю жизнь.

Ребята, а какие породы кошек вы знаете?

(Ангорская, европейская, египетская, китайская бесшерстная, персидская, русская, сиамская, сибирская и другие.)

Интересные факты:

  1. Знаете ли вы, сколько у кошек усов? (24)
  2. Сколько у кошек зубов? (30)
  3. Существуют ли памятники кошкам?

(Да. Санкт-Петербург: установлен памятник «Хорошему коту» в 2000г.;

Париж: памятник перед знаменитым университетом Сорбонны;

Москва: на углу Большого Овчинниковского переулка и Пятницкой улицы установлен памятник коту).

Борис Заходер «Песня о маленькой собачке»

У одной Собачки – хвостик;

У другой Собачки – носик;

А у Маленькой Собачки

Нет ни носа, ни хвоста.

Нету лапок,

Нету шёрстки,

Нету ушек,

Нету глазок…

Всё, что есть у той Собачки,-

Всё – СПЛОШНАЯ КРАСОТА!

Первое животное, прирученное человеком – собака. Как вы думаете, почему? Судя по археологическим раскопкам, произошло это ещё в каменном веке. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху. Постепенно человек приручил собаку сторожить дом, помогать на охоте. Сегодня во всём мире насчитывается более 400 пород собак. Породы подразделяют: служебные, охотничьи и декоративные (комнатные). Служебные собаки охраняют государственную границу, военные и хозяйственные объекты, ищут и задерживают преступников. Охотничьи собаки – это группа пород, издавна использующихся человеком для различных видов охоты. Их главный признак – сильно развитый охотничий инстинкт. К декоративным собакам относят пуделей, болонок, пекинесов, чау-чау и других. Для одинокого человека собака может быть единственным другом. Собаки очень преданы дому и своему хозяину.

Послушайте рассказ Е.Чарушина «Верный Трой»

Вопросы:

  1. Почему назван так рассказ?
  2. Почему Трой стал передвигаться на колёсиках?
  3. Как относится хозяин к своему питомцу?

Наверное, каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно, ведь каждому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. Но бывает и так. Завёл себе человек собаку, а она требует внимания и заботы. Надоели человеку эти заботы, и выбросил он собаку на улицу, предал друга. Особенно много бродячих собак и кошек появляется в нашем городе летом, когда жители уезжают в отпуск, а своих питомцев выгоняют на улицу. Собравшись в стаи, такие животные вынуждены самостоятельно добывать себе пропитание. Собака – друг человека, но выгнанная из дома, она живёт по законам стаи. Жестокость порождает жестокость. Потерянная или брошенная собака всегда на совести её хозяина. Постарайтесь не делать ошибок, за которые ваша собака может поплатиться жизнью, и не обрекайте своего четвероногого друга на медленную и мучительную смерть, не предавайте его. Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом. Я думаю, что вы любите своих питомцев, заботитесь о них. И мы с удовольствием послушаем рассказы о ваших домашних животных. Что они умеют, интересные факты из их жизни. (Рассказы детей)

Ребята, запомните фразу из книги Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». О братьях наших меньших нужно заботиться всегда, а не только тогда, когда нам с ними интересно. Мы нужны им, мы всегда в ответе за них, за тех, кого приручили. На следующем занятии мы продолжим разговор о братьях наших меньших. Проведём с вами викторину, конкурс чтецов, нарисуете своего домашнего питомца. А если у кого-то ещё его нет, нарисуете, кого бы вы хотели приобрести. В нашей библиотеке вы найдёте много книг, в которых рассказывается о животных, о том, как нужно за ними ухаживать, кормить, любить их. Я думаю, вы с удовольствием почитаете, эти книги и выучите стихотворения.