Open
Close

Швейный словарик: что такое матросский воротник. Что означают полоски на тельняшке и гюйсе? Инфографика иллюстрации: Виктория Бойко

Существует две версии возникновения матросского воротника. По одной из них морякам полагалось носить парики, а кончики косичек смазывать дёгтем. Естественно, косички касотоались одежды и пачкали её. За неопрятный вид матросов наказывали, поэтому-то они и придумали некое подобие воротника из лоскута кожи, который надевали поверх матросской рубахи.

По другой версии матросский воротник трансформировался из обычного капюшона, который защищал матросов от морских брызг в ветряную погоду.

Отличительные особенности



фото: pixabay

Матросский воротник - разновидность отложного, плосколежащего воротника. Чаще всего бывает съёмным.

Классический форменный воротник шьют из хлопка тёмно синего цвета. Причём и внешнюю и подкладочную детали воротника выкраивают из одинаковой ткани.

С внешней стороны по краям воротника располагаются три белые полосы. Как правило, эти полосы наносят на ткань печатно-набивным способом.


фото: pixabay

На концах воротника выполнены петли, чтобы воротник можно было легко пристегнуть к униформе моряка.

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ РФ.

На флотском жаргоне матросский воротник называют «гюйсом». На самом деле, гюйс - это флаг особой расцветки, который поднимают на носу военных кораблей во время стоянки.

В портовых городах есть примета, если прикоснуться к матросскому воротнику, то это принесёт удачу.


фото: pixabay

Матросский воротник и сегодня часто встречается в обычной одежде, как часть образа в морском стиле. В данном случае допустимы отступления и по цветовой гамме как основной, так и подкладочной ткани, и по количеству полос или полному их отсутствию, и по наличию декоративный отделки, которой украшен воротник (вышивка, аппликация, пришивные элементы). Например, как платье из майской Burda.

История

Рубаха

Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года . Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рагожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застежкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана.

Форменная рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.

Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлей на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристегивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые.

Форменный воротник также называют гюйсом .

Брюки

Брюки флотского костюма имеют нестандартный пошив. Состоят из передних и задних половинок и пояса. Передние половинки с боковыми карманами и лацбантом, пристегивающимся к поясу задних половинок брюк двумя пуговицами, или с застежкой на металлические крючок и петлю и пуговицы, расположенные на гульфике. Пояс со шлевками для ремня.

Первоначально изготавливались из серой парусины или отбеленной рогожки. В настоящее время пошиваются из хлопчатобумажной ткани синего цвета.

Головной убор

Бескозырка

Бескозырка матросов и старшин Военно-морского флота Российской Федерации

Пилотка

Пилотка хлопчатобумажная синего цвета состоит из донышка, стенок и бортиков.

Донышко, стенки и бортики из хлопчатобумажной ткани. По боковым сторонам пилотки, в верхней части стенок, по три вентиляционных отверстия (блочка).

Внутри пилотки - подкладка серого цвета и налобник из кожи.

Спереди, посредине соединительного шва бортиков, размещается кокарда золотистого цвета с якорем.

В «советском» флоте являлась головным убором личного состава экипажей подводных лодок, имела черную окраску, различия для рядового и офицерского состава. С недавнего времени используется на всем флоте.

Боевой номер

В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в Табель нумерации личного состава. Боевой номер состоит из трех частей:

Расшифровка боевого номера

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно «Расписанию по боевой тревоге»;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1, 5, 7;

Второй боевой смене - 2, 4, 8;

Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

При наличии на боевом посту в каждой боевой смене до 9 человек для их обозначения используются цифры 1, 2, 3, до 18 человек - 1 и 5, 2 и 4, 3 и 6, до 27 человек - 1, 5 и 7; 2, 4 и 8; 3, 6 и 9.

Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов обозначается на нагрудной идентификационной карте военнослужащего (матерчатой бирке белого цвета пришитой к нагрудному карману рабочего платья).

Историки моды сообщают, что впервые матросский костюм в русский быт ввела французская художница Э. Виже-Лебрен, когда написала портрет сына короля Людовика XVI в матросском костюме.

Действительно, с 1795 по 1801 г. художница жила в России, и была принята русским обществом как знаток и ценитель моды. Утверждают, что за шесть лет пребывания при русском дворе она так повлияла на манеру знати одевать своих детей, что к первой четверти XIX века юные дворяне уже щеголяли в матроске. Этот костюм, по мнению некоторых исследователей, был придуман самой художницей. Известно, что Э. Виже-Лебрен не только делала эскизы костюмов, но и сама кроила одежду.
Возможно так оно и было, мне ничего не известно о документах, подтверждающих этот факт, вот только, когда говорят о портрете юного Луи 17, то почему-то ссылаются на эту картину:

Хотя на самом деле принадлежит она кисти Франца Ксавье Винтерхальтера. И изображен на ней принц Уэльский Альберт-Эдвард в 1846 году в возрасте 5 лет, старший сын королевы Виктории и Альберта Кобург-Готтского.
А вот именно с него и началось победоносное шествие этого костюма после того, как его мать, английская королева Виктория, нарядила сына в матроску, чтобы подчеркнуть связь монархии с военно-морским флотом.
Кроме того, в то время все мальчики из дворянских семей с самого рождения были приписаны к тому или иному полку либо кораблю, где впоследствии проходили военную службу. Так что во время официальных торжественных мероприятий их одевали в форму соответствующего полка или корабля.






Вскоре, к 1860-м годам, эта английская мода стала массовой.
Надо сказать, что маленькие дети в этой форме выглядели очень мило, поэтому через некоторое время в матросские костюмы стали наряжать всех детей, причём не только по торжественным случаям.
Первоначально матросский костюм был целиком белый, но во второй половине XIX в. под матроской стали понимать белую блузку и темные брюки или юбку. Позже этот костюм стал более разнообразным. Главное в нем – «матросская тема»: сочетание синего и белого цветов, отделка полосками и якорями.
На старых фотографиях часто можно видеть изображение детей одетых в матроску.



Как правило, костюм состоял из матроски – блузы с квадратным воротником – и брюк либо юбки (для девочек). Под воротником нередко завязывали галстук или бант. Галстук мог быть и пришивным. К костюму надевали широкополую соломенную шляпу, бескозырку или берет с помпоном.







Блуза могла быть без застёжки, в этом случае она надевалась через голову, могла застёгиваться на пуговицы, которые, в свою очередь могли располагаться в один либо в два ряда. Также были варианты с поясом, продетым в шлёвки, нашитые на матроску. Воротник мог быть V-образным или трапециевидным. Рукава могли быть прямыми либо на манжетах.




Брюки к матросскому костюму также были разными: длинные «клёши», копирующие форменные брюки взрослых матросов или короткие – до колен или чуть выше. Бриджи могли заужаться книзу с помощью застрочек или застёгиваться на манжету.


Для девочек к матросскому костюму полагалась плиссированная юбка. Также были матросские платья, которые, по сути, представляли собой сшитые вместе юбку и блузу. Платье могло быть отрезным по линии талии либо с заниженной линией талии. Платье так же могло быть с поясом или без него, с пришивным галстуком, с манжетами на рукавах либо без них.






Известно, что массовый спрос рождает предложение. Поэтому производители того времени выполняют матроски не только из прочного хлопка или шерсти, но и из шелка, при этом самых разнообразных цветов, блузы предлагаются в белом, голубом, розовом, лимонном, бледно-желтом, шампань, синем и черном цветах, зачастую даже используется принт в горошек. А сама матроска приобретает вид то летнего костюмчика, то теплого пальто.
А производители кукол всего мира с удовольствием одевают своих фарфоровых красавиц в этом суперпопулярном стиле.






Внучка королевы Виктории, российская императрица Александра Федоровна с удовольствием переняла традицию, введенную бабушкой. И самым известным мальчиком, носившим матроску, был ее сын, цесаревич Алексей.





И пусть многие современники кляли царя за слабость государственного характера, а царицу за ее немецкое происхождение, ставшее во время войны с Германией для многих подозрительным, но к больному гемофилией царственному мальчику в матроске относились и с любовью, и с жалостью.




Царевич Алексей Романов погиб мученической смертью в Ипатьевском доме. А вещи убитой царской семьи стали лакомым кусочком, и их с удовольствием донашивали «новые красные» дворяне. Костюмчики цесаревича увезли Раскольников и Рейснер в подарок сыну Льва Каменева Александру (Лютику). Матроска пришлась Лютику впору. Кто знает, может именно тельняшка убиенного мальчика и принесла Лютику трагичную раннюю смерть?
После 1917 года матросскому костюму, казалось суждено было остаться на «другом берегу», вместе с благонравными детьми, игравшими под присмотром бонн на дорожках Летнего сада, но его судьба счастливо сложилась по-иному. Матросы Балтийского флота, краса и гордость революции, заняли почётное место в официальной мифологии СССР. В результате образ ребёнка в матроске подвергся радикальному переосмыслению: из «недобитого буржуйского отродья» он превратился в «юного краснофлотца», что сделало этот образ очень популярным на многие годы. Популярности матроски в СССР способствовала ее простота, дешевизна, доступность и одновременно эффектность и нарядность.



И в эпоху «развитого социализма» многие мальчики донашивали матроски своих отцов, чьё детство пришлось на 1930-е, да и легкая промышленность упорно продолжала выпускать детские матросские костюмы, по крайней мере, до начала 1970-х годов. Правда к тому времени они уже давно вышли из моды, и на Западе их не носил никто, кроме певчих в детском хоре, маленьких шаферов на богатых свадьбах и младших членов королевской семьи.



Но и сегодня этот костюм все также притягателен, хотя приобрел новые черты и новое звучание, но все же мы с удовольствие одеваем в него и своих детей и своих кукол!

Большинство фото взято из инета, поэтому приношу свои извинения, а за одно и благодарность, если эти фото окажутся вашими)))

За всю историю детской моды не было, пожалуй, костюма более популярного, чем матроска. На протяжении долгих десятилетий его носили мальчики и девочки в разных странах и на разных континентах. Появившись в середине XIX века, детский матросский костюм дожил до наших дней, не претерпев принципиальных изменений. Посмотрим, как ему это удалось.

Франц Ксавер Винтерхальтер, портрет Альберта Эдуарда, принца Уэльского. 1846 г.

В 1846 году британский флот реформировал официальную униформу своих моряков. В честь этого события королева Виктория одела своего четырехлетнего сына Альберта Эдуарда в маленький матросский костюмчик. В таком виде будущий король Эдуард VII катался вместе с матерью на яхте. Поскольку королевские семьи всегда были законодателями мод, фасон, который продемонстрировал наследник престола, быстро стал популярным. Тем более что эта демонстрация не осталась единичным случаем: и будущий король, и его младшие братья стали носить матроску регулярно. Немало поспособствовал известности матроски и портрет наследника в новом наряде, написанный Францем Ксавером Винтерхальтером. Благодаря многочисленным групповым и индивидуальным портретам кисти этого придворного художника вообще можно составить представление о том, как одевались члены семьи королевы Виктории.

Были и другие причины растущей популярности матроски. Во-первых, патриотизм: британцы очень гордились своим флотом, ведь именно благодаря ему Великобритания стала богатой и влиятельной империей. Во-вторых, с развитием железнодорожного сообщения стали популярны поездки на морское побережье.

Тут важно отметить, что и мальчики, и взрослые мужчины из верхних слоев общества до XIX века не носили длинных, до щиколоток, брюк. Этот фасон долгое время был присущ только одежде рабочего люда и костюмам моряков. Потом, постепенно, длинные брюки попали в повседневный гардероб каждого мужчины, поднимаясь от низших слоев общества к высшим.

Габриель Шанель в матроске и брюках 1928 г. ©fashionel.mk

Герцогиня Кембриджская Кэтрин во время визита в Канаду в 2012 г. ©express.co.uk

Морской стиль с его белым цветом, синими полосками, галуном и медными пуговицами проник не только в детскую, но и во взрослую моду. Большой популярностью пользовались подобные костюмы для пляжного отдыха и прогулок на яхте. Морская тема в одежде оставалась чрезвычайно модной на протяжении более чем полувека и не потеряла актуальности до наших дней. В 1920-х годах были популярны летние платья с низкой талией и матросским воротником. Примерно в то же время Коко Шанель, вдохновившись нарядами бретонских рыбаков, вводит в моду тельняшку и расклешенные широкие брюки. Стилизованные платья-матроски носили голливудские дивы Джин Харлоу, Бетти Дэвис и Джинджер Роджерс. Особенно часто морская тема появляется в работах модельера Ральфа Лорена: это могут быть полосатые трико, двубортные блейзеры с галуном и позолоченными пуговицами, широкие блузы с матросским воротником. Под маркой Ralph Lauren выпускаются и детские матроски. Британская королевская семья также хранит приверженность этому стилю. Например, герцогиня Кембриджская Кэтрин во время визита в Канаду в 2012 году надела белое трикотажное платье с матросским воротником от Alexander McQueen.

Начиная с 1870-х матроска становится в Европе одним из самых популярных вариантов детского костюма - и не только для мальчиков, но и для девочек. Блузы, главной отличительной деталью которых был большой матросский воротник, были схожих фасонов, только мальчики носили их с широкими брюками, а девочки - с плиссированными юбками. Чаще всего полосы на матросках были голубыми или синими, но иногда использовались и другие цвета, например, темно-красный. С матросским костюмом носили бескозырку, украшенную лентами, или соломенную шляпу.

За плоской соломенной шляпой с широкими полями даже закрепилось название «sailor hat». Похожие шляпы носили моряки до того, как в 1921 году стандартом стала бескозырка. А «морская шляпа» перешла в повседневный женский и детский гардероб. Отметилась она и в мире высокой моды: sailor hat была важным атрибутом нескольких коллекций Chanel.

Хлопковый костюм от Питера Томсона. 1902 г. ©metmuseum.org

В США примерно с 1900 года в моду входят матроски от Питера Томсона, который владел предприятиями по пошиву одежды в Нью-Йорке и Филадельфии. Они шились в летнем и зимнем вариантах: в первом случае из хлопка или льна, во втором - из шерсти. Образцы «Платья от Томсона», как для женщин, так и для детей обоих полов, сейчас хранятся в нескольких американских музеях, включая Институт костюма Метрополитен. Матроску активно носили в Австралии и вообще во всех британских колониях.

Примечательно, что при создании детских костюмов использовалась не только общая идея морской формы, но копировались мельчайшие ее детали. Например, в популярном дамском журнале The Ladies" Home (выходит в США с 1883 года и по сей день) можно было найти подробные инструкции по вышиванию орлов, якорей и звезд на матросках для мальчиков и девочек. Вслед за своими владельцами в матросские костюмчики нарядились также куклы и плюшевые мишки.

Школьная мода в Япони, начало 20-х годов 20 века. ©japanblog.su

Попав в Азию, фасон стал популярен и там. Причем настолько, что многие школы в Японии, Тайване, Южной Корее, Сингапуре и Таиланде приняли школьную форму, разработанную на основе формы британских моряков. Наибольшее распространение она получила в Японии, где матроску и сейчас носят большинство школьниц. Такая форма называется сэйфуку (сейлор-фуку). Считается, что первой ее ввела частная школа для девочек Heian Jogakuin (школа Святой Агнессы) в Киото. Это произошло в 1920 году.

Наследник цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия на пикнике. 1908 г. ©pinterest.com

В высших слоях общества Российской империи следовали европейской моде, и мода на матроску не стала исключением. Сын и дочери последнего российского императора Николая II носили матроски, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии царской семьи.

Матроска неплохо прижилась в массовой культуре. Ее носили популярные мультипликационные герои, например, Дональд Дак. Венский хор мальчиков, ведущий свои историю с XV века, использует матроску в качестве костюма для выступлений. В Азии вариации матроски массово носят герои японских фильмов, аниме, манги, а также поп-звезды, работающие на подростковую аудиторию. Вообще к концу XX века матроска окончательно стала считаться именно детским/подростковым костюмом, во взрослой одежде ее элементы встречаются редко.

Невероятная популярность и долговечность матроски, возможно, объясняется тем, что этот костюм одинаково нравился и детям, и взрослым, а такое единодушие встречается редко. Даже самые консервативные и строгие люди не видели в этом наряде ничего вызывающего или непристойного, к тому же матроски были практичны в носке. В то же время этот костюм был достаточно ярким, необычным и удобным, чтобы нравиться детям.

обложка: Семья Николая II на императорской яхте «Штандарт». 1906 г. ©liveinternet.ru

иллюстрации: Виктория Бойко

Журналист, основатель марки Light On Mars

Матросские воротники были обделены вниманием довольно долгое время. Английские(это те, что с лацканами) мы с удовольствием носили, отложные — всегда пожалуйста, воротники-стойки -не забывались ни на минуту, модели« шаль» и «апаш» тоже входили в разряд вечной классики, а вот матросские… Такие милые, романтичные и простые в исполнении — они оставались на периферии дизайнерской мысли и ассоциировались то с глубоким ретро, то с юными любителями косплея.

Откуда они пришли

История матросского воротника как элемента морской униформы не имеет точности. Одни источники утверждают, что большие прямоугольные воротники появились в эпоху напудренных париков, которые, по тогдашней моде, полагались не только штатским, но и гардемаринам: чтобы форма не пачкалась косметикой, матросы прилаживали на неё накидку из ткани. По другой версии, матросский воротник был упрощённой версией капюшона(традиционный капюшон опасен на палубе — им легко зацепиться). В дождь и шторм воротник поднимался на голову и крепился при помощи бескозырки. В это можно поверить, рассматривая винтажные матроски, на которых воротник выполнен из плотной шерсти — то есть, по сути, является деталью не номинально-декоративной, а вполне практичной.

Популярное

Дизайнер Кристиан Диор в детстве носил классическую матроску

Однако оставим эти рассуждения историкам костюма и вернёмся к веяниям моды — ретроспективным и современным. Интересно, что матросский воротник, который по всем правилам можно назвать элементом стиля милитари, никогда особенно в этот стиль не вписывался — скорее, тяготел к романтическому и порой инфантильному направлению. Суди сама.

Матроски из каталога Sears, 1924 год

На европейских блошиных рынках можно встретить немало фотографий, датированных началом XX века и запечатлевших детей в матросских костюмчиках. Но в 1920—1930-е годы матросские воротники неплохо существовали и во взрослой одежде. Современные художники по костюмам, цитируя стилистику тех лет, частенько добавляют эту очаровательную деталь для большей убедительности эпохи.


Кадр из фильма« Трещины»

В 1950-е годы властвовал женственный« нью-лук», в 1960-е — юношеская спортивность и футуризм, но фотографии и картинки из модных журналов подсказывают: элементы матросского стиля встречались и тогда. Ещё позднее, в 1980-х очаровательная принцесса Диана демонстрировала, как носить матросские воротнички — у неё это замечательно получалось.

Триумфальное возвращение

Новый век мы встретили без матросских воротников: эта деталь не вписывалась ни в богемно-глянцевые наряды начала 2000-х, ни в выхолощенный минимализм, последовавший далее. Однако поиски новой романтики привели дизайнеров к идее взять и вернуть матроски в повседневный гардероб — первыми подхватили тренд, как всегда, авангардисты Раф Симонс и Миучча Прада, а уж за ними над темой поработали Марк Джейкобс, Томми Хилфигер, французский модный дом Chloé, украинский дизайнер Лилия Пустовит, русские марки Inshade, A la Russe и Light on Mars.

Осталось решить, как их будем носить мы, у вас уже есть идеи?..