Open
Close

Справка по экологическому образованию и воспитанию. Реализация системы экологической работы в доо Аналитическая справка по проведению года экологии

СПРАВКА по экологическому образованию и воспитанию дошкольников С целью более эффективного развития экологических представлений представлений в ДОУ организована работа объединения «Друзья природы». В данное объединение входят все педагоги, специалисты, воспитанники учреждения. Целью объединения является работа в летний период времени по экологическому воспитанию и развитию дошкольников, привитие труда в природе как взрослым, так и детям, оформление теплицы, огорода, территории., воспитание любви к природе родного края. С ранней весны сотрудники совместно с детьми и родителями оформляют территории, высаживают огород, теплицу и парник, а также все клумбы на территории учреждения. Для родителей готовится и размешается информация по экологическому воспитанию и развитию дошкольников, труду в природе. (информация размещена на сайте учреждения в индивидуальных страницах педагогов, в родительских уголках и на участках). С детьми 5-7 лет проводится опытническо – экспериментальная исследовательская деятельность в результате которой дошкольники получают представление о физических свойствах окружающего мира. В группах созданы уголки для проведения опытов и экспериментов: «Юный исследователь», «Познаем мир». С детьми проводятся занятия – эксперименты с магнитами, лупами, микроскопом. Дети получают знания о Земле, космосе, космонавтах, географических зонах. Благодаря систематической плановой работе у детей имеются прочные знания по данному направлению. Экологическая направленность отражена в оформлении детского сада. Взрослые и воспитанники проявляют творческие способности, фантазию, мастерство в изготовлении панно, поделок из природного бросового материала. Гордостью учреждения является галерея голландских цветов, расположенных по центральному коридору (фотоматериал прилагается), по групповым и всем помещениям также большое количество комнатных растений, которые не только украшают интерьер, но и служат предметом изучения и ухода за ними. Для успешного осуществления экологического воспитания в ДОУ созданы необходимые условия:  подбор литературы об экологических особенностях России, родного края;  правильная организация зоны природы;  групповые уголки природы;  экологические макеты;  уголки нетронутой природы;  деревенский двор;  огород;  парник,  теплица;  клумбы;  проект «Там на неведомых дорожках» (фотоматериал прилагается). В учреждении огромная подборка фотоматериала (видеотека) по экологическому воспитанию дошкольников. В групповых комнатах старшего дошкольного возраста серии энциклопедий «Все обо всем». В каждой групповой комнате оборудован медиацентр для просмотра фильмов и использования компьютерных презентация для работы с детьми по экологическому воспитанию. Заведующим ДОУ, медсестрой проводится экологический мониторинг питания детей в ДОУ. В ежедневный рацион детей включают свежие фрукты, соки, салаты из свежих овощей. Ведется постоянный контроль за витаминизацией пищи для детей. Территория участка детского сада хорошо озеленена. Позволяет создать территорию с хорошим климатом для пребывания детей. Цветущие растения растущие на территории нашего детского сада улучшают качество экологической среды, развивают восприятие, благотворно действуют на психику. Основное средство познания природы для дошкольников – наблюдение. В разное время года с детьми проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы. В результате наблюдений дети получили конкретно-образное представление об окружающей действительности, научились анализировать, видеть взаимосвязь живой и неживой природы, осознанно и доброжелательно относиться к окружающему миру. В течение всего года педагоги с детьми проводят экскурсии-прогулки в парк, на реку, расширяют природоведческие знания о природе микрорайона. Ведут наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводят беседы о правилах поведения в природных условиях, природоохранные акции- в течение трех лет выпускники совместно с воспитателями и родителями после выпускного балла садят аллею выпускников (фотоматериал трех лет на сайте учреждения). Широко используются следующие формы организации: - непосредственно образовательная деятельность; - совместная деятельность воспитателя с ребенком; - совместная деятельность с родителями; - самостоятельная деятельность. А так же: - целевые прогулки, экскурсии в природу, что благоприятствует эстетическому, физическому развитию, способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников. - обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Грибы: друзья или враги?», «Чем опасны ядовитые растения», «Правила друзей природы», «Что можно, что нельзя». Проводится организационно – методическая работа с кадрами:  консультационно - практические занятия;  эколого – психологические тренинги;  консультации по организации проектов. В каждой группе имеются календари наблюдений, дети умеют пользоваться инвентарем по уходу за объектами природы. В группах много дидактических игр по экологической тематике. В методическом кабинете имеется подборка методической, научно – популярной и художественной литературы о природе. Воспитатели применяют различные формы и методы работы по экологическому воспитанию:  систематизированное наблюдение с упорядоченной фиксацией;  опытническая работа;  моделирующая деятельность;  направленное общение в процессе бесед;  труд в природе;  экскурсии;  праздники, развлечения;  игры с природным содержанием. Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать детям связь человека с природой, результаты его деятельности на природу, приспособленность растений и животных к среде обитания. Успешному решению задач экологического образования дошкольников способствует технология проектной деятельности. Педагоги ДОУ создали вместе с детьми экологический проект: «Там на неведомых дорожках». Проект участвовал в городском конкурсе проектов, работа над которым продолжается до сих пор, руководитель проекта воспитатель Высоцкая О.В. Материалы проекта содержат познавательную мотивацию по тому или иному объекту, схемы, модели для составления рассказов, результаты опытов и наблюдений, художественное слово, работы детей по художественно – продуктивной деятельности, подборки дидактических игр и другое. Система работы по экологическому воспитанию позволяет достичь определенных результатов, которые отслеживаются в процессе диагностики. Диагностика знаний детей осуществляется на примере объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы. Разработаны перечни вопросов по обитателям уголка природы, по территории учреждения и другие. Имеются тесты, иллюстративно – печатный материал для обследования детей в разных возрастных группах. Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией результатов и годовых отчетах педагогов, которые формируются в аналитический годовой отчет учреждения. Игровая и изобразительная деятельность позволят отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием природы и ее познания. Прослеживается взаимосвязь экологического воспитания с семейным экологическим воспитанием. С родителями воспитанников проведены: родительское собрание по экологическому воспитанию, открытые НОД «Пасхальная открытка технологией квилинга из природного материала», конспект данного занятия был отправлен на Всероссийский конкурс и занял призовое место, сертификат конкурса МААБ у воспитателя Высоцкой О.В. Родители воспитанников принимают активное участие в творческих конкурсах по изготовлению поделок из природно – бросового материала: «Осенние фантазии», приняли участие в городском конкурсе народно-прикладного искусства, организованного ЦДТ, три призовых места. На сайте учреждения воспитатель Гетьман Т.И. на своей странице разместила презентацию по экологическому воспитанию дошкольников, куда вошли разделы: методические рекомендации по организации работы, труд детей в природе, растения и животные родного края. Через работу консультатвного пункта и сайта учреждения родители всегда могут получить исчерпывающую информацию по интересующим их вопросам. В 2013 году учреждение заняло третье место в городском конкурсе «Цветущий город» и награждено денежной премией, и первым местом среди и второе место среди дошкольных образовательных учреждений города «Территория детства». В 2013 году организован и проведен конкурс огородов на окне по всем разновозрасным группам (фотоматериал на сайте учреждения).

Любовь Картавцова
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Аналитическая справка

по результатам анкетирования родителей

«.»

2017-2018 учебный год.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Ивушка»

Тема : Экологическое воспитание дошкольников .

Цель исследования : Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для формирования экологической культуры у детей через познание взаимосвязи живого и неживого в природе экосистем.

Объект исследования : родители (законные представители) воспитанников .

Инструментарий : анкета для родителей .

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир : они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей , направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения . Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения . Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей :

В исследовании приняли участие 14 родителей (законных представителей)

Получены следующие результаты :

На 1 вопрос : «Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников

Да -100% Нет - 0% Не знаю – 0%

На 2 вопрос : «Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?»

До - 100% Нет - 0% Не знаю – 0%

На 3 вопрос : «В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье

Беседы с ребенком – 93%.

Подкормка птиц – 36%.

Отдых на природе – 71%.

Наблюдение за природными объектами – 50%.

Чтение художественной литературы природоведческого содержания – 36%.

Другие формы – 14%.

На 4 вопрос : «Как вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?»

Высокий -7%.

Средний – 86%.

Низкий – 7%.

На 5 вопрос : «Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?»

Да- 100%. Нет - 0%.

На 6 вопрос : «Какую информацию Вы хотели бы получить от ?»

Охрана окружающей среды – 93%.

Экология края – 7% .

На 7 вопрос : «Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников

Высокий – 100%.

Все опрошенные родители (законные представители) высоко оценивают работу педагога Картавцовой Л. В МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» по экологическому воспитанию дошкольников .

Заведующий МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» Л

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ д/с № 10 «Мишутка» г. Карачева за 2016-2017 у/г. На.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитческая записка по результатам анкетирования родителей аттестация Ильиной Натальи Николаевны-результаты анкетирования родителей «Оценка.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей старшей группы МБДОУ ДС №6 (2017–2018 г) Цель – выявить степень удовлетворенности родителей работой воспитателя Гришкевич Татьяны Павловны к потребностям.

Аналитическая справка по результатам мониторинга Мониторинг проводился с подгруппой детей с нарушениями речи с 10.05.17 по 31.05.17 г. по следующим направлениям: -развитие словаря; -состояние.

Аналитическая справка по результатам открытого просмотра мероприятия Аналитическая справка №3 от 17 марта 2015 года по итогам открытого просмотра В рамках плана проведения тематических книжных недель воспитателем.

Аналитическая справка по результатам открытого просмотра «Одуванчик» Аналитическая справка №13 от 16 мая 2016 года по итогам открытого просмотра В рамках годового плана воспитателем Дурандиной Инной Владимировной.

Справка

по результатам тематического проверки

В соответствии с планом работы детского сада на 2016-2017 учебный год и приказом заведующего №17 от 01.02.2017г. «О проведении тематической проверке ОО «Познавательное развитие» «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» провести проверку в срок с 13.02.2017 по 20.02.2017 г.

Цель проверки анализ изучения состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Проверку выполняли: заведующая ФИО и старший воспитатель ФИО, председатель совета образовательного учреждения ФИО по следующим направлениям:

    Оценка создания условий по экологическому воспитанию детей;

    Оценка планирования ООД и вне занятий;

    Оценка уровня профессионального мастерства ;

    Оценка форм взаимодействия с родителями.

    По направлению «Оценка создание условий»

В группах ДОО созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «В мире животных», «Ребятам о зверятах в лесу», «Большие и маленькие», «Закономерности», «Парочки»; «В саду, на поле, в огороде», «Явления в природе», «Животные, обитающие в нашем лесу», «Живая не живая природа», «Птичий базар», «Учимся бережному отношению к природе» и т.д.

В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Растения»; «Грибы», «Жизнь в море»; «Цветы», «Комнатные растения»; «Кто и что и как растет» «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Во многих группах высаживается лук, тюльпаны и веточки растений.

Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена, фасоль и т. д.

    По направлению «Оценка планирования ООД и вне ООД» -

Проводился анализ планирования ООД, режимных моментов, прогулки, самостоятельной деятельности детей по формированию экологических представлений в календарно-тематических планах воспитателей 8 групп (3 – 7 лет).

Анализ показал следующее: Документация по календарно - перспективным планам (ООД) воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей. Индивидуальная работа планируются регулярно.

Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д.

    По направлению «Оценка уровня профессионального мастерства »

Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса, в ходе режимных моментов (прогулка), а также проводилось анкетирование с целью выявления трудностей в процессе организации и проведения экологической деятельности детей и оценки профессионального мастерства педагогов. Которая показала, что воспитатели знают программные цели и задачи экологического воспитания детей своей возрастной группы, знают и применяют различные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности, такие как: познавательно-исследовательская деятельность детей в природе, организация наблюдений в природе, знакомство с художественной литературой, организация коллективного труда в природе, прогулки и др. Знают и применяют различные методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.

В ходе тематического контроля было просмотрено 7 занятий по формированию экологических представлений детей от 3 – 7 лет с использованием самых различных приемов и методов. Воспитателем ФИО в подготовительной группе № 12 с использованием мультимедийной презентации была показана образовательная деятельность на тему «Охрана леса». Дети знакомились с профессией лесника, о том, как важен его труд в природе. Во время просмотра ООД у ФИО отмечалось требование к полным ответам детей, была использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.

В подготовительной к школе группе № 11 ФИО провела познавательно – игровое занятие с использованием мультимедийной презентации, в котором дети с большим интересом выстраивали все этажи леса на панно, а затем заселяли их животными и птицами. Занятие показало качественную подготовку педагога методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей.

Анализ образовательной деятельности в старшей группе №13 показал, что воспитатель группы ФИО побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление. Решая проблему: «Что будет, если в природе не останется ни одной птицы», дети в непринужденной обстановке коллективно и рассудительно находили ответ на данный вопрос, выстроив пищевую цепочку. Тем самым показав системные знания по данному разделу.

При посещении ООД в группе старшего возраста № 14 был сделан анализ профессиональных навыков педагога в организации образовательной деятельности детей, который показал следующее. ФИО провела педагогическое мероприятие с детьми на тему «Будь другом природе». В лаборатории, с помощью опытов, дети закрепили свойства воды и воздуха. Данный материал был детям знаком, и поэтому у детей отсутствовала активизация самостоятельности мышления. Необходимо продумывать задаваемые вопросы и задания в соответствии с возрастными особенностями детей.

В ходе тематической проверки наши педагоги показали открытые занятия. Во II младшей группе № 7воспитатель ФИО показала открытое занятие на тему «Путешествие на медовую полянку», где дети с большим интересом выполняли все задания. Прежде чем отправиться в путешествие, дети рассказали правила поведения в лесу. На веселом волшебном паровозе дети отправились на медовую полянку, а которой помогли пчелкам добыть мед для маленького медвежонка. Воспитатель в увлекательной форме рассказала о пользе меда, о том, как его добывают пчелы. На протяжении всего занятия отмечен высокий познавательный интерес. В группе среднего возраста №9 ФИО в роли лесовичка пригласила детей на прогулку в зимний лес. Путешествуя по лесу, дети встретили зайца, лису, белку и даже заглянули в берлогу медведя. Была проведена большая подготовительная работа к занятию. Анализ образовательной деятельности в средней группе показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление.

Каждое занятие было интересно и увлекательно построено. Дети с большим удовольствием выполняли все задания, показали отличные знания о правилах поведения в лесу, о жизни животных в лесу и их повадках.

Также в ходе тематического контроля была просмотрена и проанализирована деятельность детей во время прогулки. В подготовительных группах № 11 и № 12 дети вместе с лесовичком в роли которого была ФИО и воспитателем ФИО. Была организована деятельность вокруг березы: дети читали стихи о березе, наблюдали через лупу за корой дерева, снегом укрывали ствол от холода, играли в подвижные игры.

Во II младшей группе № 7 ФИО вместе с детьми наблюдала за небом, загадывала загадки о солнце, ветре, облаках. Проводила опыт со льдом, тем самым закрепляя его свойства. Играли в подвижные игры. Дети с удовольствием выполняли все задания.

В средней группе № 9 и № 10 ФИО и ФИО в роли лесовичка в рамках проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» провели итоговое занятие «В гости к лесовичку». Вместе с детьми прошли по станциям экологической тропы такие как «Прогулка по экологической тропе» на которых дети вспомнили правила поведения в лесу в зимний период, закрепили знания полученные в ходе проекта. Прогулка получилась интересной и познавательной, дети с удовольствием принимали участие во всех видах деятельности.

Приятно отметить активное участие и творческий подход всех педагогов в реализации задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

4. Оценка форм взаимодействия с родителями.

В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.

Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи «Наши домашние питомцы», участие в акции «Птицы – наши друзья» изготовление кормушек.

Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Экологическое образование в семье», с целью выявления отношений родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реальном существовании в семье. Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 50 человек, родителям были предложены следующие вопросы:

    Что такое экология? Лишь 20% родителей смогли ответить более точно, что говорит о незнании данного раздела;

    На вопрос «Есть ли у Вас комнатные растения?» 98% родителей ответили положительно;

    71 % родителей ответили положительно на вопрос «Имеются ли в доме животные»;

    83 % родителей мастерили кормушку для птиц;

    На вопрос «Читаете ли Вы ребенку книги о природе?» 75 % ответили положительно, 13 % - редко, 10 % - не читают;

    На вопрос «Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?» 75 % ответили положительно, 17 % - редко, 6 % - отрицательно;

    100% ответили положительно на вопрос «Любит ли ваш ребенок гулять по лесу»;

    На вопрос «Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком» 46 % ответили часто,31 % - редко, 21 % - не бывают;

    85 % родителей ответили положительно на вопрос «Знает ли Ваш ребенок название цветов, деревьев, ягод и т.д.», 2 % - ответили отрицательно, 13 % - знают, но мало;

    77 % ответили положительно на вопрос «Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц», 8 % - редко, 8 % - ответили отрицательно;

    На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 99 % ответили положительно;

    На вопрос « Как вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» 100 % родителей ответили положительно.

Таким образом, анализ анкет показал, что большинство родителей освед омлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу.

Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.

    Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.

    Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.

    Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющихся презентаций.

    Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;

    Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.

    Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .

    Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).

    Обогащать исследовательско-экспериментальные центры.

Материалы к тематическому контролю "Пути реализации системы экологической работы в ДОО"

Старший воспитатель Тарасова Елена Александровна
Содержит Приказ о проведении контроля, план, аналитическую справку по итогам тематического контроля
О проведении тематического контроля
В соответствии с годовым планом работы, в целях анализа и оценки системы экологической работы в соответствии с требованиями ООП:
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести тематический контроль по теме «Пути реализации системы экологической работы в ДОО» в срок с 07 - 11.12.2015г.
2. Утвердить план-задание контроля (Приложение 1).
3. Утвердить рабочую группу в составе:
_______ – заведующей ДОО (председатель),
_______ – заместителя заведующей по ВМР
_______ – старшего воспитатель,
4. Справки по итогам тематического контроля предоставить заместителю заведующей по ВМР ______ до 11.12.2015г
5. Итоги тематического контроля заслушать на педагогическом совете 13.02.2016г.

Заведующий ДОУ ___________
С приказом ознакомлены:
Приложение к приказу № от_________
План контроля «Пути реализации системы экологической работы в ДОО»
Разделы Содержание Методы
1 Обследование уровня экологического воспитания детей
- Умение детей применять полученные на занятиях навыки экологически безопасного поведения в природе
- умение детей применять знания о мире природы в игровой деятельности
- Анализ деятельности детей:
- на занятиях
- в процессе наблюдений за природными явлениями
- анализ общения детей в процессе самостоятельной деятельности
2. Оценка профессионального мастерства воспитателя
- владение методами и приемами экологического воспитания детей
- умение организовать наблюдение детей за явлениями природы, труд в природе.
- анализ проведения занятий воспитателем
- собеседование с воспитателями
3. Создание условий в дошкольных группах
- умение воспитателя создать предметно
- развивающую экологическую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам; наличие в группах природных уголков в соответствии с возрастом детей
- укомплектованность методического кабинета диагностическими, дидактическими, наглядно-демонстрационными материалами
- посещение групп
- анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)
4. Планирование работы
- эффективность планирования
- планирование работы по разделам «СДВД, СДД, РР»
- проверка планирования:
- занятий по теме
5. Работа с родителями
- эффективность взаимодействия с родителями: понимание родителями важности работы по экологическому воспитанию детей
- наличие наглядной и справочной информации для родителей
- анализ наглядной информации для родителей в группе

Справка по итогам проведения тематического контроля
«Пути реализации системы экологической работы в ДОО»

В соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2015-2016 года, на основании Приказа №73 от 08.12.2015г. в период с 14 по 17 декабря 2015г. проведён тематический контроль по теме «Пути реализации системы экологической работы в ДОО».
Цель : изучение используемых воспитателями ДОУ технологий познавательного развития детей (раздел ООП ДО «Ознакомление с миром природы»).
Контроль проводился в соответствии с утверждённым планом (прилагается), рабочей группой в составе: заведующей ДОО (председатель), заместителя заведующей по ВМР, старшего воспитателя.
В ходе тематического контроля анализировалось планирование контролируемой темы в ООД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных играх, досугах, развлечениях, в работе с семьёй. Работа ведётся в соответствии с ООП ДОО с использованием программ и методических пособий: программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методические рекомендации «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенниковой, программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы воспитателей. В группах ведётся конкретное планирование с указанием целей работы по всем видам познавательной и исследовательской деятельности. Планируются разнообразные формы работы: экологические беседы, экскурсии, конкурсы, экологические акции, обсуждение проблемных ситуаций, трудовой десант, тематические недели и дни, ведение календарей природы, экологические выставки и экспозиции, экологические дидактические, имитационные игры, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия, путешествие по экологической тропе. Ознакомление детей с живой и неживой природой проводится на основе регионального компонента по экологии (природа Поволжья). Занятия проводятся 1-2 раза в месяц в игровой форме с младшей группы. В целеполагании в планах старших групп прослеживается научный подход и возрастные особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе. В детском саду ведется работа по обеспечению жизнебезопасности детей. На занятиях рассматриваются вопросы правильного поведения в природе, знакомят с опасными растениями, со способами сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
В планах кружковой и проектной деятельности по экологии воспитателей ______ («Экознайка»), ________ («Жалобная книга природы») преимущество отдаётся практическим методам и приёмам ознакомления с явлениями живой и неживой природы: опыты, сравнительные наблюдения, чтение и анализ познавательной литературы. Дополнительная работа с детьми ведётся в определённые дни, преимущественно в ходе прогулки и во вторую половину дня. 50% от используемых форм и методов работы с дошкольниками занимает чтение детской и познавательной литературы, энциклопедий. Закрепление знаний, полученных детьми в ходе наблюдений проводится в форме зарисовок, макетирования, моделирования изученных объектов и явлений (фотоматериал имеется). Планирование ведётся в календарных планах (отмечено значком «V») в соответствии с перспективным планом проекта, кружка.
В группах ДОО созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. Развивающая среда по экологическому воспитанию в каждой группе организована и сформирована на 84% в соответствии с требованиями ООП. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах-паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «Живая планета», «Ледниковый период», «Береги живое», «Времена года», «Парочки животных и насекомых»; «Экологическая тропа», «Птички на кормушках», «Подбери листик к дереву», «Тайны воздушного океана», «Земля и ее жители», «Загадки о животных» и т. д. Однако не во всех группах имеется и пополняется картотека игр, оформлен паспорт уголка природы.
В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему: А. Тамбиев «Кто в кустарнике живет», Е. И. Чарушин «Моя первая зоология», В. Бианки «Лесные домики»; Грибачев «Кормушки», Скребицкий «Здравствуй, солнце красное», В. Бианки «Чей нос лучше», «Узоры года» и т. д. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Животные родного края», «Растения»; набор открыток «Русский лес», «Цветы», «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Сезонно в группах высаживается лук, помидоры и веточки растений.
Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.
Комиссией просмотрены различные формы экологического образования дошкольников.
ООД
Педагоги ________ используют для проведения занятий мультимедийные презентации, с целью подробного изучения условий и образа жизни животных и птиц родного края и формирования экологической культуры детей. Для активизации умственной деятельность активно используются поисковые вопросы (можно ли африканским детям подарить снеговика? Каких животных мы не увидим зимой в нашем лесу? Как узнать дерево в лесу зимой?)
Анализ показал-педагоги эффективно используют на занятии игровые приёмы: ______ (чудесный мешочек, пальчиковые игры), ________ (игра по итогам занятия «Закончи предложение…»: я узнал на занятии…, я удивился на занятии…), ________ (игра с мячом «Назови действие», сюжетные физкультминутки, дидактические игры с карточками «На кормушке», «К нам летят»). Воспитатель _______ интегрировала познавательную и коллективную художественную детскую деятельность (закрепление агрегатного состояния воды и свойств снега с последующим составлением города снеговиков из ватных дисков). На всех занятиях также широко использован наглядный метод и чтение художественной литературы.
Во время просмотра ООД у воспитателей __________ отмечались требования к полным ответам детей, использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.
В беседе с детьми о комнатных растениях _______ использовала поисковый приём (описательные загадки): анализируя указанные признаки дети легко находили загаданное растение, что свидетельствует о глубине знаний по изучаемому вопросу. Из просмотренных занятий и режимных моментов следует, что работа по экологическому воспитанию и образованию детей ведется систематически, целенаправленно и планомерно.
Игра
Воспитатель ________ организовала игру «Где найти снежинку». Для игры было подготовлено много наглядного материала: модели, плакаты. Но из-за непродуманного педагогом руководства игрой, дети не вполне осознали правила и игровые действия. Игра проведена на среднем уровне, носила низкий познавательный эффект.
Работа с родителями
В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей. Преобладающая часть имеющейся информации представлена в виде печатного текста и статей посвящённых валеологии (укрепление и сохранение здоровья зимой).
ВЫВОД
Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.
РЕКОМЕНДАЦИИ: в срок до 20 января 2016г.
1.Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.
2.Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.
3.В календарных планах формы кружковой и проектной деятельности по ознакомлению детей с природой помечать значком «V».
4.Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющих презентаций.
Председатель комиссии ____________

Справка о состоянии работы

по экологическому воспитанию

детей дошкольного возраста

в МБДОУ детский сад «Тополёк».

П. Зимовники 2012г

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. В этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

5.1 Основным элементом эколого-развивающей среды в ДОУ является уголок природы он имеется в каждой возрастной группе. Уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь ребенка разнообразие, обогащает их знания, способствует формированию его внутреннего мира. В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. (Слайд № 2)

Комнатные растения в группах разнообразны, они представлены разными экологическими группами: растения засушливых мест – алоэ , кактусы (старшая группа), влажные районы – бальзамин , традесканция, бегония (младшая, средняя группа), умеренного пояса – фиалка, хлорофитум. В экологических зонах групповых комнат имеются календари природы, где дети фиксируют сезонные изменения в природе и погоде, помещают тематические рисунки и поделки из природного материала экологического содержания и схематические изображения погодных условий. . (Слайд № 3)

Воспитатели старших групп ведут альбомы добрых дел, где фиксируют поступки детей, характеризующие внимательное и бережное отношение к природе. Имеется библиотека художественной и энциклопедической литературы о природе, дети могут как самостоятельно так и с помощью воспитателей познакомиться с художественными произведениями и изучить интересные факты окружающего мира. (Слайд № 4)

В детском саду имеется экологическая комната - это своеобразная комната-музей, в которой проходят занятия экологического и нравственно-патриотического содержания. Атмосфера экологической комнаты способствует эмоциональной разгрузки детей. Здесь представлен материал о природе родного края: дети могут познакомиться с особенностями природы и бытом жителей Дона. Здесь размещены изделия созданные руками предков из разного природного материала - дерева, камней, глины, бересты. Имеется гербарий полевых цветов растущих в нашем крае, коллекции бабочек, насекомых. Представлены живые объекты природы Донского края: лягушка, змеи, черепаха дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. В экологической комнате дошколята могут заниматься исследовательской деятельностью , ребята знакомятся со свойством песка, воды, почвы. В зимнее время создается мини огород на окне, где дети могут вести наблюдение за ростом пшеницы, овса для обитателей живого уголка комнаты, а также проращивается лук в целях профилактики простудных заболеваний. и укрепления здоровья детей.

(Слайд № 5)

Заведующей ДОУ, старшим воспитателем, медсестрой проводится экологический мониторинг питания детей в ДОУ. В ежедневный рацион детей включают свежие фрукты, соки, салаты из свежих овощей. Ведется постоянный контроль за витаминизацией пищи для детей. Для ежедневного питья детей имеется очищенная фильтрованная или бутилированная вода. Имеется вода для полива цветников, садовых участков, огорода.

За санитарно-гигиеническим состоянием помещений ежедневно осуществляет контроль медицинская сестра ДОУ. Систематически в групповых комнатах проводится влажная уборка, проветривание, соблюдается температурный режим.

В дошкольном учреждении имеется свой экологический паспорт, в котором отмечены все объекты живой и неживой природы находящиеся на территории детского сада. Экологический паспорт систематически обновляется по мере появления новых природных объектов.

Территория участка детского сада хорошо озеленена. По всему периметру забора посажены высокие деревья и кустарники, которые создают зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей. Зеленый щит из деревьев и кустарников позволяет создать территорию с особым - улучшенным микроклиматом, т. е. хорошую среду для пребывания детей. Детский сад огражден и защитной живой зеленой изгородью дикого винограда . Участки детского сада покрыты красивым травянистым покрытием, которое хорошо предохраняет от пыли, сохраняет влажность почвы, радует своей свежестью и цветами, а также положительно влияет на здоровье детей. Цветущие растения растущие на территории нашего детского сада улучшают качество экологической среды, развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение. В ДОУ растут такие деревья как, рябина, пирамидальный тополь они способствуют повышению ионизации воздуха и обладают шумозащитными свойствами. Деревья и кустарники находятся на достаточном расстоянии от здания детского сада они не влияют на естественное освещений групповых комнат. На всех игровых участках, где дети проводят продолжительное время в летний период высажены деревья (вяз, акация, орех) с плотной кроной. Все деревья озеленяют участки ДОУ на 50%.

На групповых участках детского сада дети совместно с воспитателями выращивают целебные травы одуванчик, чабрец, подорожник, мяту, полевую ромашку, календулу. Дети охотно ухаживают за зеленой аптекой – поливают, рыхлят и пропалывают почву.

Традиционным в работе детского сада в весенне-летний период остается посадка огорода, уход за ним и сбор урожая. Огород используем с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомство с овощными культурами, их значении в рационе детей. В огороде детского сада растет капуста, помидоры, перец, баклажаны и др. с учетом характерных для нашего климата условий. Каждая группа имеет свой участок огорода, где дети самостоятельно сеют или высаживают рассадой определенные сорта овощей. В течении всего периода роста растений ребята наблюдают и ухаживают за ними. (Слайд № 6-7)

В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа выполняющая познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.. В качестве объектов выбраны различные виды культурных растений, муравейник, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых. Методику работы с детьми на экологической тропе мы разработали на основе интегрированного подхода. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся видеть то, что их окружает, получают навыки ориентирования в пространстве, лепят, делают зарисовки с натуры, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют сказки и рассказы. В утренние часы на экологической тропе дети совместно с инструктором по физической культуре проводят игровую гимнастику «Птичья зарядка».

Дети старшего возраста совместно с воспитателем разрабатывают план-схему экологической тропы и с помощью нее определяют маршрут эколого-оздоровительных прогулок совместно с воспитателем, медсестрой.

(Слайд № 8-9)

Украшением фасада детского сада служит альпийская горка созданная совместно руками педагогов и родителей. На альпийской горке растут кустарники можжевельника, азалии , розмарина, цветы - камнеломка, гвоздика, колокольчик, маргаритки, фиалки и др. в зависимости от времени года. Рядом с горкой находится сказочный домик окруженный разнообразной живой зеленью и яркими садовыми цветами. В сказочном домике живет Белоснежка с гномами, которые радуют детей и взрослых соей задорностью и добротой. Дорожка от домика Белоснежки приводит нас к каменной мельнице, вокруг которой раскинулся красочный ковер из бархатцев и петуньи, здесь гномы могут потрудиться на славу! В окружении ирисов, гортензией, самшида, елей стоит улей с трудолюбивыми пчелками собирающими мед.

Территорию детского сада украшает красивая зелень травы и яркие цветы.

Растения и цветы подобраны в зависимости от сезонных изменений – цветут с ранней весны до поздней осени. Весной нас радуют своим пробуждением - нарциссы, тюльпаны, крокусы, пионы; жарким летом - цветочные ковры мальвии, календулы, бархатцев, петуньи и роз; осенью мы любуемся красотой сентябрин, цветным разнообразием астры, гладиолусов и георгины.

В цветнике детского сада расположился тихий сельский дворик с деревянным срубом колодца, рядом на солнечной полянке можно полюбоваться курочками, петушками, маленькими уточками и огородным веселым Пугалом. Вся эколого-развивающая среда детского сада направлена на воспитание гуманного, эмоционально-нравственного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру природы и образование дошкольников ДОУ.

В центральной части детского сада в окружении ярких и ароматных цветов, встречают настоящие мультяшные смешарики, приглашающие детей в детский сад. Смешарики вызывают у детей положительные эмоции в течении всего дня. (Слайд № 10-11)

В теплое время года дети больше времени проводят на свежем воздухе и прогулочные участки детского сада превращаются в место для разнообразных игр. Поэтому каждый год в летний оздоровительный период проводится конкурс на лучший участок, что позволяет создать благоприятные условия на групповых прогулочных площадках, а также способствует улучшению санитарно-эпидемиологического состояния. Воспитатели совместно с родителями закупают рассаду цветов, саженцы, оборудование для создания нового образа участка. Педагоги, родители, а также дети проявляют свои творческие способности в оформлении участков ДОУ. Групповые участки красочны и не похожи друг на друга.

На старшей группе существует уголок жаркой Африки, в которой живут животные жарких стран - слоны, жирафы, обезьяны лазающие по лианам, яркие попугаи сидящие на пальмах. Ландшафт Африки имеет и познавательную функцию - дети знакомятся с животными жарких стран их особенностями и повадками, изучают свойство песка и воды.

В младших группах существуют сказочные мини-островки с сказочными персонажами, они служат для детей в качестве игрового и спортивного оборудования , воспитывают у детей любовь к природе. Теремок с белочкой не только декорация из сказки, но и служит кормушкой для птиц.

В подготовительной группе уделяется внимание региональному компоненту - педагоги и родители проявили творчество в оформлении казачьего дворика с его обитателями. В центральной части дворика стоит статная красавица казачка любующаяся «своим» огородом и цветником. Казачий дворик сделан с целью воспитания у детей нравственно-патриотических качеств, развития познавательных качеств, воспитания любви и бережного отношения к природе родного края.

В средней группе педагогами и родителями детей создан пруд с различными обитателями водоемов , дети возле искусственного водоема проводят опыты с водой и почвой. Летом родители вместе с детьми участвовали в природоохранной акции «Бал цветов» с их помощью создана цветочная аллея детского сада. (Слайд № 12-15)

Ежеквартально родители совместно с детьми изготавливают плакаты на тему: «Зимовники - любимый поселок», где отражена информация об особенностях родного края. Родители с детьми участвуют посадке саженцев декоративных и фруктовых деревьев, участвуют в природоохранных акциях «Чистый поселок», « Чтобы деревья были большими». (Слайд № 16)

5.2 Воспитание экологической культуры, духовности детей и взрослых.

Старшим воспитателем разработана программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Вместе весело шагать по просторам…». Программа разделена на три блока

1 блок /г/ «Экология и здоровье» его цель: осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

В осуществлении этого блока программы были использованы следующие формы и методы работы:

· консультации для педагогов и родителей на тему: «Экология и здоровье»

· анкетирование для родителей «Экология и курение»

· педсовет «Нетрадиционные методы оздоровления природой»

· праздник «Путешествие Неболейки»

· спортивный досуг «Лесные разведчики»

· осуществлен экологический проект «Зеленая аптека»

· разработаны занятия серии «В гости к природе»

· знакомство с подвижными играми экологического содержания

· организованы выставки детских рисунков «В гостях у природы»

2 блок «Природа родного края» /2009г-2010г / его цель: формирование знаний о природе родного края.

Формы и методы работы:

· консультация «Памятники Донской природы», «История родного края»

· родительское собрание «Таны природы Дона»

· развлечение «Мой край родной»

· экскурсии в краеведческий музей

· конкурс рисунков детей «Донская степь»

· спортивный праздник «Рыцари степи»

· осенняя выставка букетов «Цветы нашего края»

· занятие с детьми «Заповедные зоны поселка»

· викторина «Что, уде когда растет в нашем крае»

3 блок «Природа – наш дом » /2010г-2011г / его цель:развитие и эмоционально-чувственной сферы ребенка, формирование эстетического отношения к природе, потребности общения с ней.

Формы и методы работы:

· проект «Экологическая почта»

· праздник «Друзья природы»

· экскурсии по экологической тропе

· музыкальное развлечение «Поиск нарушителей природы»

· трудовые экологические операции

· «Уроки доброты»

· Выставка рисунков «Как прекрасен это мир»

· Бал цветов

· Организация выставок «Природа и фантазия»

· Экологический день: «Зеленая аптека»

· Занимательные подвижные игры: «Лужайка-поиграйка», «Веселая полянка»

· Викторина «Деда - природоведа».

· Литературно-музыкальная композиция «Охранять природу – значить охранять Родину»

· Экологическая газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Итог нашей работы показывает следующие результаты: дети познакомились с природой и фауной родного края, узнали о взаимосвязи экологии и здоровья, сформированы начала экологической культуры у детей; сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности .

Педагоги повысили свой профессиональный уровень в вопросах экологического содержания. У родителей повысился уровень экологической культуры.

Педагогами разработаны экологические мини - этюды применяемые на прогулках и занятиях: «Подземные жители», «Лучики солнца», «Цветок»и др. Игры-беседы: «Живое и неживое», «Невиданный остров», «О чем мечтает полянка», интеллектуальная игра «Знатоки морских глубин».

Педагоги организуют трудовые «Экологические операции» (практическая деятельность детей). Операция «Красная книга», в которой заносятся сведения о растениях и животных, подлежащих строгой охране

Организована выставка «Дары природы с нашего огорода». Ее цель: воспитание чувства уважения к труженикам садов, огородов и полей.

(Слайд № 17-18)

Основное средство познания природы для дошкольников - наблюдение . В разное время года с детьми проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы. В результате наблюдений дети получили конкретно-образное представление об окружающей действительности, научились анализировать, видеть взаимосвязь живой и неживой природы, осознанно и доброжелательно относиться к окружающему миру.

Прогуляться по степи, увидеть растения и животных помогает экскурсия в краеведческий музей поселка, где можно познакомиться с флорой и фауной нашего края. В течении всего года педагоги с детьми проводят экскурсии-прогулки в парк, расширяют природоведческие знания о природе микрорайона. Ведут наблюдения за сезонными изменениями в природе, воспитатель проводит беседы о правилах поведения в природных условиях, природоохранные акции «Посади дерево», «Птичий домик». В результате у детей еще один способ познания окружающего мира, сформированы навыки поведения на природе, любовь и бережное отношение к окружающей среде, а также познакомились с культурными и историческими памятниками памятниками родного поселка. (Слайд № 20)

Экологизация проходит через различные виды деятельности.

Занимательная математика: «Найди путь к домику белки», «Путаница», «Сосчитай деревья и цветы»

Развитие речи – схемы для составления рассказов о объектах природы, иллюстрации с изображением времени года для описания.

Художественно-творческая – аппликация «Деревья», «Осенний день»; оригами «Елочка», «Котенок», рисование - «Нарядная елка», «Букет цветов»; лепка – «Рыбка», «Ваза с цветами»

Физкультурно-оздоровительная работа - дыхательная гимнастика «Ветерок», релаксация « На зеленом лужку», подвижная игра «Найди свое дерево»

Опытно-исследовательская деятельность – рассматривание коры деревьев через лупу, определение свойства воды, проращивание ростков фасоли пшеницы. (Слайд № 21-22)

В каждой группе детского сада имеется зона опытно-экспериментальной деятельности , здесь есть все необходимое для совместного и самостоятельного проведения опытов и исследовательской деятельности: лупы, микроскопы, коллекции семян, камней, песок, т. е. все материалы с помощью которых дети опытным путем познают тайны живой и неживой природы.

В старших группах созданы мини-музеи «Планета-динозавров», «Чудо-планета», здесь представлены различные климатические зоны и животные населяющие их. Дети с удовольствием экспериментируют с водой, особенно нравится изменять вкус и цвет. Большое внимание уделяется экспериментам с камнями. Здесь дошкольники превращаются в настоящих геологов. Они с большим интересом рассматривают коллекции камней, проводят эксперименты, изучают их свойства.

В средней группе функционирует мини-лаборатория «Ветерок». Дети с удовольствием изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить воздух в пакеты, исследуют его свойства. Особо интересно проходит экспериментирование на групповых участках летом с песком. Воспитанники с удовольствием создают из камешков и песка различные композиции, строят песочные замки.

Большую поддержку в популяризации детского экспериментирования в ДОУ оказали родители воспитанников. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком стало увлекательным занятием для всей семьи. Наблюдениями и успехами они с удовольствием делятся на родительских собраниях, конференциях. Экспериментальная деятельность помогла детям применить полученные знания из разных областей на практике, ощутить уверенность в себе, развить самостоятельность. (Слайд № 23-24)

Главная цель любого экологического праздника привить детям любовь и бережное отношение к природе родного края сформировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине, создать положительный эмоциональный фон, подарить новые впечатления. Лучше всего помогают добиться этой цели различные экологические праздники, конкурсы, особенно когда в них принимают участие дети, их родители и педагоги.

Ежеквартально проводятся праздники экологического содержания включающие элементы национальных традиций: «День Земли», «День птиц», «Праздник урожая», «Осенняя ярмарка», «Масленица»

(Слайд № 25-26)

Методы и формы работы с педагогами по реализации задач экологического развития, воспитания и образования дошкольников.

· консультации для педагогов и родителей на тему: «Экология и здоровье» консультация «Памятники Донской природы», «История родного края»

· семинар-практикум « Донская природа – источник художественного творчества»

· семинар «Игры в системе экологического образования дошкольников»

· викторина «В природе все взаимосвязано»

· самообразование педагогов