Open
Close

Святой сильвестр, или новый год в польше. Что за праздник Сильвестр? Новый и старый Сильвестр

Знают, или хотя бы слышали о том, что Польша отмечает в сутки Нового года не один? а сразу два, а точнее даже три праздника. Перечислим их: 31 декабря – День Святого Сильвестра, собственно Новый год – в ночь с 31 декабря на 1 января, а 1 января – Торжество Пресвятой Богородицы. С Богоматерью всё достаточно понятно – день памяти есть день памяти, в случае с Девой Марией нет даже смысла говорить, за какие заслуги мы Её вспоминаем. С Новым годом всё вообще прозрачно – светский праздник. Но что делать со Святым Сильвестром? Кто он и почему у него такой день в календаре?

Оказывается, версий две. Точнее так: периодически, можно даже сказать, ежегодно, на разных польских радиостанциях и телеканалах можно увидеть и услышать опросы случайных прохожих на предмет их знаний о праздниках. Что касается дня Сильвестра, обращает на себя внимание факт, что мнения опрашиваемых расходятся. Часто это звучит примерно так: «Сильвестр... Хмм.. Это святой костёла... По-моему, он был Папой римским... Крестил какого-то императора... Помог людям пережить апокалипсис... Убил дракона... Его убил дракон...»

Это могут быть ответы как одного человека, так и нескольких. Как ни странно, это показывает, что в общем люди имею представление о Сильвестре. Правда, не о том и не совсем такое, какое должно быть.

Действительно - папа

Тысячный год в сознании поляков фигурирует неспроста. В самом деле, Папа римский Сильвестр II - мало того, что личность, сама по себе выдающаяся в европейской истории, так ещё и человек, отметившийся памятными для Польши поступками. Это он канонизировал Святого Войтеха (Św. Wojciech) – одного из трёх главных патронов Польши, которому, кроме прочего, приписывается авторство «Богородицы» (Bogurodzica) – старейшей дошедшей до нас религиозной польской песни, которая выполняла в Средние века роль гимна. Более того, Сильвестр II сразу после канонизации св. Войтеха в 999 году основал в Гнезно Архиепархию, что безусловно является важнейшим историческим событием для страны. И было это как раз в тысячном году. Причём эта версия выглядит куда более реалистичной, чем легенда о том, что Сильвестр II успокоил толпы людей, ожидавших Конца света в 1000 году. Почему так? А потому, что, как утверждают некоторые историки, никакой паники, связанной с окончанием времён на стыке 999 и 1000 годов, попросту не было. Всё дело в том, что простой народ мало ориентировался в общем календаре, точные знания были как раз у духовных лиц. Потому, скорее всего в это время люди занимались своими повседневными делами и никто не ждал появления из недр земли мифического апокалиптического дракона, которого поместили в тысячный год гораздо более поздние сочинители истории и хронологи.

Нестыковка

Дело в том, что дата рождения Христа в сознании людей установилась окончательно гораздо позже, чем мы себе это можем представить. Это сейчас с развитием книгопечатания, а затем и интернета, нам известно, что её вычислял монах Дионисий спустя 5 веков после неё, но и после этого споры об этом событии не утихали. Не утихают они на деле и до сих пор, ведь развитие технологий и количество нестыковок в истории приводит учёных к выводу, что у устоявшейся хронологии есть проблемы. Были они и в средние века. Более того, в пользу того, что конкретно в 1000 году никто массово не ждал апокалиптического дракона говорит и тот факт, что летоисчисление в одной только Римской империи в разных её частях велось по-разному. Где-то считали от эры Диаклетиана, где-то – от строительства Рима, ещё где-то – от сотворения Мира, и так далее. Где уж среди этого выявить в то время централизованно тысячный год? Другое дело, что это мог вычислить сам Сильвестр, но он знал, что тысячный проходит в 1001, а это, нужно признать, уже не тот эффект.

Возможно, Сильвестр II ещё потому запомнился европейцам, что ещё до своего папства, будучи Гербертом Орильякским, принёс Европе и привил в умах такие привычные нам арабские цифры. Да, да – до этого момента числа писали римскими. Герберт также привнёс в средневековую науку много нового, а точнее – хорошо забытого старого. Первый калькулятор – абак, по типу счёт, стал вновь употребляться в Европе благодаря нему.

Также он вернул в употребление такие астрономические инструменты, как армиллярная сфера и астролябия.

То есть в глазах современников он был человеком весьма и весьма прогрессивным. Причём настолько, что его подозревали в колдовстве и связи с потусторонними силами. По одной из легенд, именно эти потусторонние силы предсказали ему смерть от рук самого сатаны, который должен был его растерзать. Более того, одно из преданий о смерти Сильвестра II гласит, будто его, читающего мессу 12 мая 1003 года, разорвал дьявол. Следует учесть, что дьявол в те времена отождествлялся с драконом. Это следовало из библейских текстов, где дьявол называется и змеем, и драконом.
Вот тут-то, возможно, мы и приблизились к вопросу о миллениальном драконе, который должен был появиться в тысячный год. Кстати! А почему дракон должен был появиться именно в тысячный год? Привязка к рождению Христа здесь была бы совсем не верна. Даже если принять как аксиому дату рождения Спасителя в условный «нулевой» год, то, по всей логике, Сатана-Дракон, заточённый на 1000 лет под землёй, о чём сказано в Откровении (глава 20), должен бы был появиться в 1033 году. Если совпадений нет, то какого же дракона боялся Сильвестр II?

Второй – Первый Сильвестр

Путаница в событиях и сопутствующих им драконов, скорее всего, зародилась из-за самого имени Папы – Сильвестр. Дело в том, что дракон фигурирует и в истории другого Папы римского – Сильвестра I. История Сильвестра I не так изобилует легендами, как его позднейшего коллеги Сильвестра II. Но всё же есть в ней место загадкам.

Жил первый Сильвестр в IV веке и запомнился по большей части тем, что весьма сильно повлиял на ход истории христианства вообще. Несмотря на этот факт, личное его участие в деле построения этой истории было как бы опосредованным. Так бывает достаточно часто – показатели производства могут взлететь до небес, а имени усовершенствовавшего технологию токаря не узнает никто. И хоть это не совсем верное сравнение, суть как раз такова.
Дело популяризации и распространения христианства по миру в IV веке осложнялось повсеместными гонениями на приверженцев этого религиозного течения. Вера, если и укоренялась, то делала это очень медленно. По сути это был «катакомбный» период – христиане вынуждены были собираться тайно для совершения своих таинств. Эту информацию до нас доносят многие светские авторы того времени. Переломным моментом считается правление императора Константина. Именно он прекратил гонения на сподвижников Христа, крестился и дал церкви многие привилегии.


Откуда же такая резкая смена направления, кто повлиял? Долгое время считалось, что повлиял как раз Святой Сильвестр.

По одной из легенд, окружавших Сильвестра I, император Константин заболел проказой в наказание от бога за гонения на христиан. Призвав Сильвестра помочь ему, тот сказал, что исцелить властителя Римской империи может только Господь. Император крестился и получил исцеление.

Эта версия со временем уступила другой – будто Сильвестр крестил Константина на смертном одре. Но и она расплылась под натиском фактов. Император пережил Сильвестра на несколько месяцев и крестил его, умирающего, Евсевий Никомедийский. Но факт остаётся фактом. Константин благоволил христианам. Возможно, Сильвестр, понимая это, использовал эту черту императора в своих целях. На то, что он был неплохим политиком, указывает тот факт, что Константин жаловал Сильвестру полномочия и другие дары.

Неподтвердившийся, но весомый дар

Сейчас уже известно, что знаменитый Константинов Дар папе Сильвестру I является искусной подделкой, причём гораздо более поздней, чем время жизни обеих исторических личностей. Тем не менее, начиная с XI столетия, ссылаясь именно на этот документ, Римские папы настаивали на своей власти не только над Церковью, но в той или иной степени и над всей Европой. Долгое время считалось, что документ был получен Сильвестром I от Константина за излечение того от проказы. Согласно нему, Рим, а с ним и западная часть Империи, оставлялась Сильвестру и его преемникам «до скончания веков», а сам император переезжает в новое место, на Восток, в город, который мы теперь знаем как Константинополь. Вено Константиново оказало сильное влияние и на западную, и на восточную ветвь христианства. На Руси также никто не сомневался в подлинности документа. Кроме того, в Великом Новгороде появляется «Белый клобук» – символ Третьего Рима. Тот самый, который Сильвестр I якобы получил из рук Константина в знак наделения его властью над всеми епископами Церкви. Несмотря на опровержение ещё в XV веке подлинности акта Константинова дара, он продержался в некоторых записях западной и восточной церквей вплоть до XIX столетия. Запущенные им механизмы уже было так просто не остановить. Вообще средневековье изобилует фальшивками и подложными документами, что порой серьёзно затрудняет работу историков.

Не клобуком единым

Но не только историей о подлоге в Даре императора Константина прославилось имя Сильвестра I.

Существует также легенда, что Папа Сильвестр избавил римлян от появившегося в городе дракона. Дракон пожирал по триста человек в день. Сильвестр же, в свою очередь, сотворил молитву, в которой якобы произнёс слова схожие с теми, что звучат в Откровении. Он заклинал дракона-дьявола «оставаться в подземелье вплоть до Его (Христа) прихода».

Это событие отражено во фресках, на которых св. Сильвестр воскрешает умерщвленных драконом римлян. После победы над змеем двадцать тысяч жителей Рима приняли крещение. Возможно именно тут мы видим пересечение двух персонажей – двух Сильвестров, слившихся в итоге в сознании людей.
Легенда о драконе вполне могла ассоциироваться с тысячным годом, правда, у более поздних историков, так как им уже с перспективы времени было удобнее составлять жития и прочие рассказы о святых. Кстати как раз из жития святого Сильвестра I становится понятно, почему святой является покровителем (патроном) домашнего скота. Как минимум возможно, что именно из-за случая воскрешения быка убитого во время спора с иудеями на суде у императора Константина. Иудеи обещали поверить в то, что Иисус – не просто человек, но и Бог, если Сильвестр, обращаясь к Нему, сможет вернуть к жизни свирепого быка, убитого ранее Замврием – раввином, на которого собравшиеся иудеи возлагали большие надежды в споре с Сильвестром.


Они полагали, что если спор словесный зайдёт в тупик, то Замврий сможет доказать, что их бог вернее, чем бог, о котором твердит Сильвестр. Действительно, видя, что в споре на словах для иудеев намечается тупик, Замврий пообещал императору и собравшимся, лишь произнеся имя бога на ухо кому-то, умертвить его, ссылаясь на текст Второзакония, где Бог говорит, что Он убьёт и Он же исцелит.

Тогда привели свирепого быка, которого еле могли удержать несколько крепких мужчин. Замврий прошептал ему что-то на ухо и бык, затрясшись, издох. Замврий же обратился к Сильвестру, чтобы и он доказал, что его Бог всемогущ. Сильвестр не задумываясь вознёс не тайную, но явную молитву Христу и Богу и Святому Духу и все увидели, как бык ожил. Сильвестр сказал быку, чтобы тот впредь был кроток, а не свиреп, и отпустил его, и бык тихо ушёл. Жития упоминают, что видевшие это воскликнули: «Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр!» – и бросились к нему, чтобы тот крестил их.

День Господень

В капелле Сан-Сильвестро можно лицезреть житийные фрески, рассказывающие о Константиновом Даре для святого папы Сильвестра первого, которые в чём-то можно считать житийными.
Иаков Ворагинский писал о Силтвестре I как о человеке небывалого гостеприимства, заботившемся о сиротах, вдовах и бедняках. Кроме этого, по словам хрониста, святой выделялся красотой лица, речи, чистотой своей жизни, терпеливостью, щедростью в милосердии.

Дожил, согласно дошедшим до нас данным, папа, а затем и святой католической и православной церквей Сильвестр I до глубокой старости в занятиях на благо Церкви и христианства. Умер 31 декабря 335 года. То есть 2015 год является круглой датой памяти этого святого – 1680 лет.


Как видно из всего сказанного, вспоминают в Польше в день перед наступлением Нового года святого Сильвестра I, папу римского и покровителя домашних животных. К нему обращаются с молитвой о благополучии домашнего скота и прочей живности, живущей у нас дома, а также о том, чтобы наступающий год был удачным. И кстати именно Сильвестру I приписывают совет о выходном дне, данный им Константину. Он посоветовал императору заменить День Солнца днём памяти чуда воскресения Христа. С тех пор мы еженедельно имеем в календаре день, который так и называется – воскресение. Чем не повод лишний раз вспомнить святого Сильвестра, не откладывая это дело в долгий ящик до конца года.

Перепост: http://www.womanineurope.com/events/silvestr.php

В Германии существует довольно большое количество разнообразных праздников, однако отличительной особенностью является то, что не все из них отмечаются в масштабах страны. Вызвано это исторически сложившимся федерализмом в государственном устройстве и большой степенью независимости каждой из федеральных земель. Практически все праздники имеют свои устоявшиеся традиции и, во многих случаях, при их праздновании в стране или в конкретной земле объявляется выходной день. Многие торжества имеют в своей основе религиозные даты, а некоторые из них основаны на исторических событиях.

Что-что, а веселиться немцы любят, и не только в узком кругу друзей и родственников, но и на буйных уличных праздниках, когда они пьют пиво и распевают песни с первым встречным, будь то немец или иностранец.

Многие из тех, кто впервые сталкивается с немцами, удивляются, насколько они не соответствуют устоявшимся представлениям - мол, в Германии люди очень натянуты, думают только о работе, не умеют веселиться. На самом деле немцы любят праздновать или просто весело проводить время с друзьями - лучше всего в пивной, за кружкой (или несколькими) пива.

Кстати, тушеную кислую капусту, вопреки уже упомянутым клише, немцы едят относительно редко, а традиционные кожаные шорты одевают лишь иногда некоторые любители фольклора на народные празднества на юге страны. Не чаще, чем в России, где-нибудь в Томбовской области обряжаются в сарафаны и кокошники. Вообще, народных праздников в Германии достаточно. И особенно буйно празднуется "пятое время года", то есть карнавал. Ряженые, одетые в мыслимые и немыслимые костюмы гуляют на улицах день и ночь, обнимают, целуют друг друга, поют песни такого содержания, что в "нормальное" время петь их просто неприлично.

Однако наш сегодняшний разговор не о карнавале. Поговорим мы о встрече Нового года. Если снова вернуться к Германии, то новогодние праздники в этой стране начались еще с празднования Рождества Христова. И даже еще раньше, когда образовались первые развеселые базары и немецкие семьи по воскресеньям стали собираться на адвентские посиделки за вечерним чаем или кофе. И вот, не успели мы оглянуться, как подошло время для встречи Нового года. В Германии этот день называется Днем святого Сильвестра и празднуется как нигде шумно. В этот день, а точнее, в эту ночь каждая семья устраивает свой фейерверк. Ещё древние германцы считали, что таким шумом можно отогнать злых духов. В течение получаса над немецкими городами сияет праздничное зарево, а в небо вместе с петардами и шутихами вылетают сотни евро из бюджета граждан. Захватывающее зрелище.

Итак, 31 декабря - День святого Сильвестра. Кстати, так называется новогодний праздник не только в Германии, но и в Нидерландах, Польше, Португалии, Франции, Чехии и других европейских странах. А кто же такой святой Сильвестр?

Святой папа Римский Сильвестр родился в Риме. Вскоре отец его скончался, и святой остался на попечении матери. Учитель Сильвестра, пресвитер Квирин, дал ему хорошее образование и воспитал как истинного христианина. Достигнув совершеннолетия, Сильвестр стал исполнять заповедь Господа о служении ближним, особенно заботясь о приеме странников, предоставляя им в своем доме приют и отдых.

Во время гонения на христиан Сильвестр не убоялся принять святого исповедника епископа Тимофея, который прожил у него более года и своей проповедью обратил многих ко Христу. После мученической кончины Тимофея, Сильвестр тайно взял тело святого и с честью предал его погребению. Это стало известно градоначальнику Тарквинию; святой был схвачен и предстал перед судом. Тарквиний принуждал его отречься от Христа, грозя муками и смертью. Святой Сильвестр, однако, не устрашился, остался тверд в исповедании веры и был заключен в темницу. Когда же Тарквиний после суда скоропостижно умер, святой получил свободу и стал бесстрашно благовествовать язычникам, многих обратив в христианство.

В тридцатилетнем возрасте святой Сильвестр был принят в клир Римской Церкви и рукоположен в сан диакона, а потом и пресвитера, папой Марцеллином. После смерти папы Мельхиада святой Сильвестр был избран епископом Римским. Он ревностно заботился о чистоте жизни паствы, следил за тем, чтобы пресвитеры строго исполняли свое служение, не отягощаясь мирскими делами. Святитель Сильвестр славился как глубокий знаток Священного Писания и непоколебимый защитник христианской веры. В царствование императора Константина Великого, когда для Церкви кончился период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали святой равноапостольный царь Константин, его мать - святая царица Елена и многочисленная свита. Со стороны христиан выступил папа Сильвестр, а от иудеев множество ученых раввинов, во главе с Замврием, чернокнижником и чародеем. На основании Священных книг Ветхого Завета святой Сильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано Рождество Иисуса Христа от Неискусобрачной Девы, Его вольное страдание, смерть для искупления падшего рода человеческого и славное Воскресение. В этом словесном состязании святитель был признан победителем. Тогда Замврий пытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал злу, призывая Имя Господа Иисуса Христа. Замврий и остальные иудеи уверовали во Христа и просили совершить над ними святое Крещение. Святой папа Сильвестр управлял Римской Церковью более двадцати лет, пользуясь глубоким уважением христиан. Он мирно скончался в глубокой старости в 335 году.

Но здесь стоит упомянуть об одной легенде. Согласно которой в 314 году папа римский Сильвестр укротил страшного морского монстра. Считалось, что в 1000 году монстр вырвется на свободу и уничтожит мир. К радости людей, этого не произошло. С тех пор 31 декабря люди наряжаются в маскарадные костюмы и называют себя Сильвестр-клаусами. Поэтому вопрос: "Куда пойдешь на Сильвестра?"означает - "Где будешь встречать Новый год?"

Да, действительно празднуют Новый Год в Германии весело и не только дома, но и в кафе или барах. Сегодня новогоднее веселье сопровождается на праздничном столе кренделями, булочками в форме различных животных, колбасами из свинины с квашеной капустой. Блюда из свинины несут в себе символическое приобщение к "свиному счастью", то есть к сытной и хорошей жизни.

"В лесу родилась елочка, в лесу она росла┘" Слова этой песенки знал каждый советский ребенок. Но мало кто знал, что родина новогодней елки - Германия.

Елка - der Tannenbaum - стала не только символом Рождества и следующего за ним Нового года, но и их главным традиционным украшением. Считается, что подарил миру такой веселый и светлый обычай тоже немец - Мартин Лютер, великий религиозный реформатор. И было это в 1513 году. Остальная Европа "признала" елочку всего лет 250 назад: за это необходимо благодарить немецких принцесс, которые, выходя замуж за европейских наследников, в качестве приданого захватили и этот обычай.

Первые украшения древних новогодних елок символизировали не столько сам праздник, сколько мечты празднующих. Например, привязанные к еловым ветвям яблоки считались символом плодородия, яйца - символом гармонии и благополучия, орехи - непостижимости божественного помысла. Да и наряжалась елка не абы как, а в соответствии с Каноном.

В Новый год, как известно, принято дарить открытки. Немцы про этот обычай не забыли: Glückwunschkarten zum Jahreswechsel. На этих открытках изображаются ╚символы счастья╩ √ Glückssymbole: Schornsteinfeger (трубочист), das Ferkel (поросёнок), das Hufeisen (подкова), das vierblättrige Kleeblatt (лист клевера с 4 лепестками). С такими символами счастье должно просто незамедлительно появиться.

В центре новогоднего стола - der Silvesterkarpfen - праздничный карп. Существует поверье, что если несколько рыбьих чешуек (Fischschuppen) положить в кошелёк, то в новом году будут водиться деньги. В новогоднюю ночь обязательно подаются Pfannkuchen, Punsch, Bowle, Glühwein. Die Bowle - напиток типа нашего крюшона. Глинтвейн - любимый напиток немцев, который пьют и в Рождество, и на Новый год. Основа глинтвейна - красное вино. Его кипятят с сахаром. Всё остальное: фрукты и специи - по вкусу.

В полночь 31 декабря в стране звонят все колокола. Это называется Silvesterläuten. Новый год встречают бокалом шампанского со словом Prosit! - es möge nutzen. Это обычай восходит к древним римлянам. Так же традиционным стало и исполнение в ночь на 1 января, "Оды к радости" из 9-й симфонии Бетховена на стихи Шиллера "An die Freude" - "К радости", ставшей общепризнанным гимном человечества.

Ну вот, пожалуй, и все. С Новым годом!

January 3rd, 2013 , 07:53 pm

Как празднуют Новый год в Германии

31 декабря, последний день года, в Германии называется Der Silvester, по имени папы римского Сильвестра I (314-335), святого, по легенде изловившего ужасного монстра - чудовищного ветхозаветного змея Левиафана. Новогодний вечер, канун Нового года, называют der Silvesterabend.

C днем святого Сильвестра связано множество обычаев. Один из них восходит к древним германцам, которые верили, что шумом можно отогнать злых духов и демонов. Поэтому 31 декабря на улицах в немецких городах так много шума: люди поют, играет музыка, стреляют хлопушки, устраиваются новогодние фейерверки, звонят колокола.

Поздравительные новогодние открытки имеют название Glückwunschkarten zum Jahreswechel. На них часто изображены Glückssymbole (символизирующие счастье и удачу) : Schornsteinfeger (трубочист), das Schwein (свинья), ein Hufeisen (подкова), das vierblättrige Kleeblatt (4-хлепестковый лист клевера).

Традиционное блюдо в новогодний вечер – Silvesterkarpfen – рыба, точнее, карп. Считается, что если положить несколько рыбьих чешуек в кошелек, то в новом году деньги будут водиться.

В новогоднюю ночь принято гадать (man befragt das Orakel).

Традиционным стало исполнение в новогоднюю ночь 9-й симфонии Бетховена и особенно её финала, Ode an die Freude («Оды к радости», на стихи Фридриха Шиллера), ставшего общепризнанным гимном человечества.

В 12 часов во всей стране звонят все колокола (Silvesterläuten).

Все поднимают бокалы с шампанским и встречают Новый год со словами: Prosit Neujahr!

В Новый год, 1 января, все стараются поздравить друг друга и пожелать счастья, удачи и успехов:

Guten Rutsch ins Neue Jahr.
Ein gesundes und erfolgreiches Neujahr!
Herzlichen Glückwünsch zum Jahreswechsel!
Die besten Wünsche zum Neuen Jahre!

С празднованием Нового года связано множество различных обычаев: 1 января принято надевать новую одежду, стелить свежее белье, в этот день ни в коем случае нельзя спорить.

И, конечно, в этот день в доме должно быть много вкусной еды.

Раньше в некоторых северных городах Германии было принято выставлять стол с угощением перед домом. На Новый год пекли много булочек (Kringeln, Brezeln), печений в форме сердечек (herzförmige Kuchen) и украшали их новогодними пожеланиями (Neujahrssprüche).

Пример подобного пожелания:

Ich wünsche auch aus Herzensgrund
ein gutes Jahr zur Stund
ein Neues Jahr, das auch erquickt
und alle Übel von euch schickt.

В начале девяностых довелось пару лет пожить в Польше. Знакомство с польскими праздниками началось для меня с Рождества и встречи Нового года. Веселое новогоднее действо поляки привыкли называть Сильвестром. Средний гражданин наследницы Речи Посполитой ничего особо вразумительного по поводу такого названия не расскажет. Ну, был такой святой, вот в его честь и празднуют.

Действительно, был. Но не просто святой, а, так сказать, святой номенклатурный. Папа Римский Сильвестр Первый жил во времена императора Константина и был «на руководящем посту» достаточно долго, с 314 по 335 год. За что он был причислен к святым, не знаю. Но умер папа аккурат в канун нового 336 года, 31 декабря. День кончины его почитается как день святого Сильвестра.

Не спешите, сказка еще впереди. В то время Новый год праздновали вовсю. Праздник в принципе языческий, ведь римляне начали его отмечать задолго до принятия христианства. Могущественная церковь с народными традициями сладить не могла. Может быть, поэтому решили отмечать не день рождения святого, что, по моему мнению, как-то логичнее, а день, в который папа преставился.

Полное основание «праздновать» день кончины, на мой взгляд, имеют разве что иудеи, с религией которых папа Сильвестр Первый активно боролся и настаивал на полном отрыве христианства от иудейских корней.

Рассказывают, что как-то папа затеял состязание в силе веры с евреями перед лицом самого императора. Да не просто организовал, но христианской молитвой поборол чары некого знаменитейшего еврейского колдуна, знавшего подлинное имя Всевышнего. История об утоплении в Тибре сотен римских евреев - тоже, якобы, его рук дело.

Но вернемся к наступающему празднику. Долгое время, более шести веков, Новый год и день святого Сильвестра существовали бок о бок, но каждый сам по себе. «Мы вместе, но мы врозь», - как ответила одна наша попутчица на вопрос польского таможенника, с грустным видом осматривавшего груду коробок, свертков, сумок и чемоданов, забивших четырехместное купе до самого потолка. Церковь желала искоренения языческих традиций, а своенравный народ как-то не очень стремился ломать устоявшиеся привычки.

Но вот приблизился новый 1000-й год. Помните, как все мы с опаской ждали наступления 2000-го? Компьютеры все станут, самолеты упадут, а поезда взлетят, чтобы тоже упасть рядом с рельсами. Чего только нам не пророчили хитрюги-махинаторы, а мы, грамотные и умные, послушно наматывали спагетти на выступающие органы слуха.

Ну а тысячу лет тому назад все было еще серьезнее. Весь католический мир охватил психоз, связанный с ожиданием конца света. В 1000-м году из моря должен был выползти чудовищный ветхозаветный змей Левиафан, возжелавший, наверное, от сильного голода сожрать всю землю.

Естественно, кому же хочется быть съеденным вместе с соседями и средой обитания. Молебнам не было конца. И вот тут-то святой Сильвестр пригодился как нельзя кстати. Кто же еще заступится, как ни святой, поминают которого в последний день перед концом света? Святой не может людям не помочь. Змея он в невидимой схватке победил, людей в обиду не дал. До сих пор живем и размножаемся.

С тех пор Новый год и называют Сильвестром. Справедливости ради отмечу, что не только в Польше, но и в Венгрии, Чехии, Австрии, Швейцарии и даже в Израиле. Сегодня Сильвестр мирно уживается с другим святым, Санта Клаусом - Святым Николаем. Всеобщими усилиями они делают праздник с каждым годом масштабнее, веселее и красочнее.

Приближается удивительный праздник, известный в Польше как Сильвестр, знаменующий переход из Старого года в Новый. Почему Сильвестр? Ответ прост. Как раз в этот день выпадают именины Святого Сильвестра.

Святой Сильвестр – это римский епископ, умерший в 335 году. Тогда была паника во всём католическом мире. Они считали, что конец света близок. Католики ожидали, что из моря выползет исполинский змей Левиафан, который поглотит весь мир. Народная молитва поспешила найти героя-защитника в лице святого Сильвестра.

Так, сама по себе возникла легенда, как святой Сильвестр в скрытой схватке победил Левиафана и сохранил мир. С тех далеких времен в Польше, Венгрии, Австрии, Чехии, Израиле и Швейцарии Новый год именуется в честь спасителя католиков - Святого Сильвестра.

Так что поляки отмечают сразу даже не два праздника (День Святого Сильвестра и Новый Год), а три. Дело в том, что 1 января в Польше отмечают еще и Торжество Пресвятой Богородицы.


Приметы, обычаи и традиции

В старину вечер «на Сильвестра» напоминал сочельник, разве что с тем отличием, что в него не соблюдался пост. Разумеется, широкой польской душе было где развернуться в плане кулинарных изысков. Стол ломился от разнообразия региональных блюд. Веселье не затихало до утра. Но всё это имело отношение к богатым домам. В домах победнее стол был более скромным и сама атмосфера тяготела к консерватизму и вигилийной аскезе. Сейчас всё изменилось. Независимо от достатка люди справляют ночь на Сильвестра торжественно или, по крайней мере, с подарками. А само словосочетание, используемое в том числе и нами, – «на Сильвестра» – ассоциируется с празднованием наступления нового календарного года. Так что получить приглашение в Польше «на Сильвестра» означает по сути получить приглашение на празднование Нового года.

Из доживших до наших дней традиций, относящихся к встрече польского Нового года, наиболее распространённой можно считать избавление от долгов. Все займы, сделанные в году уходящем, надлежало вернуть, чтобы не стать в следующем году объектом преследования кредиторов. Некоторые стараются следовать ей до сих пор. А чтобы финансовая удача сопутствовала на протяжении всего года, нужно положить в кошелёк чешуйку карпа, но не простого, а карпа, которого ели в ночь на Рождество..

Люди верили, что вступать в Новый год нужно очищенным и от всякого рода проблем. Для этого, согласно традиции, нужно выписать свои неудачи, несчастья, обиды, расстройства и прочие неприятности на листе красной бумаги, а затем сжечь. Новогодний огонь призван разом избавить от прошлогоднего груза. Считается, что вечером на Сильвестра нельзя производить уборку, так как из дома выметается удача.

Заботы поляков в этот день в основном связаны с наполнение холодильника, чтобы достаток в еде был весь год. „Jaki sylwester, taki cały rok» или «Nowy rok jaki, cały rok taki». — говорят в Польше и это перекликается с нашей приметой «как встретишь Новый год, так его и проведешь».

Есть еще красивое гадание на шампанском. Большие пузырьки, хаотично перемещающиеся по бокалу, сулят год больших перемен, встреч и романов. Мелкие пузырьки, поднимающиеся вверх элегантными дорожками, принесут в Новому году здоровье и хорошую погоду.

Как узнать, что будущий год будет необычайно благоприятным во всех отношениях? Посмотреть в новогоднюю ночь в небо! Если на нем будут яркие звезды, а утром на безоблачном небе появятся лучи солнца, вас ждет прекрасный год!

Польские пословицы гласят:

Jak Nowy Rok jasny i chłodny — cały roczek pogodny i płodny. Если Новый год ясный и холодный — весь год будет погожий и плодовитый.

Gdy w Nowy Rok w nocy jasno — będzie w gumnach ciasno. Если в новогоднюю ночь ясно — будет в хлеву тесно

Nowy rok jaki, cały rok taki. Как новый год встретишь, так и проведёшь.
Nowy rok nastaje, każdemu ochoty dodaje. Новый год настаёт – каждому охоту даёт
Na nowy rok przybyło dnia na zajęczy skok. Новый год – день прибавится на заячий прыжок
Na nowy rok pogoda, będzie w polu uroda. На новый год погода – быть в поле красоте.

По польской традиции, во многих регионах страны и в наши дни по домам ходят колядующие. Они приносят поздравления и пожелания успехов в Новом году хозяевам домов. В старину на юге Польши, к примеру, по домам ходили парни и молодые мужчины в высоких соломенных головных уборах, поясах и соломенных брыжах. Входя в дом, хватали первое, что попадётся под руку – в основном угощения со стола – и, пакуя добычу в припасённый заранее мешок, выкрикивали новогодние поздравления или пожелания, сложенные в короткие рифмы: «Чтоб множилось, чтоб дарилось, да рожь с пшеницей родилась».

Ещё 1-го января раньше пекли специальные хлебцы «бохнячки» для домашних и «гостинцы» — для гостей. Их дарили на счастье и удачу в новом году.
Так что традиций, связанных конкретно с Новым годом в Польше немного, но это не повод не придумать свои. Это тоже может быть увлекательным занятием и, кто знает, возможно, уже ваши внуки будут считать заложенную вами традицию за неотъемлемую часть своей истории.

Но стоит отметить, что Новый год как семейный праздник так и не укоренился в Польше. Для поляков все же Рождество является семейной традицией. А Новый Год-это шумный праздник, с салютами, веселой компанией, прогулками по городу.

Напомним, что в этом году принято
Из современных традиций: поляки обожают на Рождество и Новый год смотреть фильм «Один дома», погружаясь в атмосферу праздника и веселья. Каждый год этот фильм собирает у телеэкранов 5 млн жителей Польши. И это кино неизменно становится самым популярным в период новогодних праздников.