Open
Close

Актуальность духовно нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников

Наталья Торопова
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Актуальность проблемы.

В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников . Для дошкольных учреждений существует опыт и различные подходы к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста .

Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности . Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными , что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста .

Произошло снижение многих показателей качества жизни современного детства, в том числе, и дошкольного в сфере психического, нравственного и духовного здоровья , критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира.

Детская картина мира - это выражение системы многообразных отношений ребенка, совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками, взрослыми. В этой картине мира формируются нравственные представления о добре и зле, и вызывает тревогу тот факт, что в последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ, особенно у мальчиков, в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию .

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. В чем может заключаться работа педагогов и психолога в детском саду по духовно-нравственному развитию ребенка ? Каковы психологические методы и технологии? Как выстраивать взаимодействие с семьей в столь тонком направлении деятельности? Наличие этих и ряда других вопросов говорит об актуальности выбранной нами темы работы творческой группы ДОУ : «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников ».

Цель работы - определить направления психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста .

Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы , трудности, этапы нравственные становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества.

Развитие , обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении сформулированы основные задачи ДОУ :

Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка ;

Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка ;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка .

Решение этих задач дошкольного воспитания является сложной проблемой .

Сложности связаны с тем, что современные дети уже при рождении имеют проблемы со здоровьем , как физические, так и психологические.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Для улучшения самочувствия детей важное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Необходимо налаживание более тесной связи с семьей : посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, утренниках.

Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно -образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали бы ему добиться нужного результата.

Если родители не будут поддерживать действия воспитателей , либо противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду поможет им преодолеть собственный авторитаризм, увидеть мир с позиции ребенка, относиться к своему ребенку, как к личности, знать сильные и слабые стороны ребенка, формировать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах.

Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

ПРОБЛЕМЫ

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ДЕТСКОМ САДУ

Актуальность
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь проходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

Литературный обзор состояния вопроса.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос­ти к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен­ности по-разному. Еще в древней Греции о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека

Из всего этого мы можем сделать вывод, что нравственно устойчивому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не потеряв своего достоинства.

«Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». «Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. «В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам».

Основные правила нравственного поведения в семье

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости , которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка , которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы ». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.

Нравственную установку у ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы.

3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла .

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».

С. И Варюхина также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека - совесть. «Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Приложение 1.

Интервьюирование родителей

Вопросы для интервью:

Здравствуйте, мы пригласили Вас для того, чтобы побеседовать с Вами о том, как Вы воспитывали своих детей. У Вас двое взрослых детей, каждый имеет положительную репутацию, занят в сфере образования. Ваших детей можно назвать благополучными уважаемыми людьми, а Вас и Вашего супруга можно поздравить с успешным воспитанием детей. Поделитесь с нами Вашим опытом, расскажите нам о том, как Вы воспитывали своих детей, каких принципов придерживались?

Много времени Вы проводили со своими детьми?

Как проходил Ваш досуг?

Проводили с ними беседы о добре и зле, нравственности, морали?

Всегда ли Вы прислушивались мнения Вашего ребенка или действовали по собственному усмотрению?

Часто ли Вы делали ребенку запреты: «Нельзя», «Не ходи», «Не разрешаю»? Запрещали с кем-то дружить, общаться, ограничивали их свободное время провождения на улице?

Как контролировали учебно-воспитательный процесс?

Заставляли его, если он не хотел? Наказывали? Приводили примеры?

Для Вас воспитание – это процесс, главным в котором, является детский сад или семья?

Что для Вас было важно воспитать порядочного человека?

Большое спасибо, что Вы нашли для нас время, посетили нас и ответили на наши вопросы, до свидания.

Приложение 2.

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с Вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли они Вашей работой?

4. Знаете ли Вы друзей Ваших детей?

5. Бывают ли они у Вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

7. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?

8. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. А в «детские праздники» предпочитают дети оставаться вместе с родителями или проводить праздники без них?

11. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, походах?

15. Предпочитаете проводить отпуск вместе с детьми или нет?

16. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает более откровенен?

17. Как ваш ребенок реагирует на похвалу и на наказание?

18. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, а какие хуже?

19. Как ваш ребенок реагирует на порицание?

20. Есть ли у него обязанности по дому? Какие?

21. С кем дружит ваш ребенок?

22. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?

23. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

Приложение 3.

Анкета для родителей «Наш ребенок».

Цель: определить уровень нравственного поведения ребенка в представлении его родителей (дисциплинированность, чуткость, трудолюбие, скромность, принципиальность, самокритичность, ответственность).

I. Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения родителей? (отметьте один ответ)

1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.

2. Часто непослушен и неисполнителен.
3. Не всегда исполнителен и послушен.

4. Всегда исполнителен и послушен.

II. Какого поведение ребенка дома? (отметьте один ответ)

1. Постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.

2. Часто ведет себя плохо и на замечания не реагирует.

3. Не всегда ведет себя плохо. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.

4. Всегда ведет себя хорошо.

III. Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким? (отметьте один ответ)

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто проявляет грубость, черствость, эгоизм.

3. Не всегда отзывчив и заботлив.

4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

IV. Насколько ребенок трудолюбив? (отметьте один ответ)

1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.
4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

V. Насколько воспитаны простота и скромность у ребенка в отношении с родными и близкими? (отметьте один ответ)

1. Очень заносчив, хвастлив, высокомерен

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

4. Всегда прост и скромен.

VI. Проявляется ли у ребенка критичность по отношению к другим лицам? (отметьте один ответ)

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи и товарищей.

2. Очень редко высказывает свое мнение, критические суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.

4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично

VII. Проявляет ли самокритичность? (отметьте один ответ)

1. С обидой принимает критику членов семьи, на замечания грубит.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.

3. Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний.
4. Самокритичен, уважает критику других челнов семьи, стремится учесть критические замечания.

IX. Какого отношение ребенка к своей группе?

1. Не любит свою группу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.
2. Равнодушен к делам группы.

3. Любит группу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.

4. Любит свою группу и всегда подкрепляет это хорошими делами.

Обработка полученных данных . Просуммируйте номера ответов и полученную сумму разделите на 10. Степень проявления нравственных качеств в поведении детей в представлении их родителей оценивается по следующей шкале:

    от 1 до 1,5 – по мнению родителей, указанные качества не проявляются;

    от 1,5 до 2,5 – по мнению родителей, качества проявляются слабо;

    от 3,5 до 4 – по мнению родителей, качества проявляются ярко.

Надежда Григорьева
Эссе-размышление «Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников»

I. Введение.

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание В. В. Путина :

«Для гражданина России особенно важны моральные и духовно-нравственные устои . Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете».

Как отмечает О. С. Абрамова : «Нация, утратившая свою духовно-нравственную , национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории». Чувствуется, что молодежь страдает от дисгармонии внутреннего мира. Казалось бы, люди свободны, у них есть права, они защищены законами. Но чувство покоя они не испытывают. Напротив, их все время что-то тревожит. Они чаще думают о своих правах, забывая об обязанностях.

Молодежь не уступает старшим место в общественном транспорте, старшее же поколение больше занято собой (карьерой, личной жизнью, чем заботой о внуках. И все это происходит, потому что утеряны ценности, забываются традиции. А такие слова как, верность, честность, патриотизм могут попасть в список устаревших слов.

Цель исследования состоит в теоретическом изучении вопроса духовно-нравственного воспитания дошкольников , в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей о социально-коммуникативном развитии.

Задачи исследования :

1)Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

2) Повысить личную компетентность в данном вопросе.

3)Поиск путей решения задач по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» .

Проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались : Б. Г. Ананьев, Е. А. Аркин, В. Г. Белинский, Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие.

В современном мире лучшим инструментарием для решения задач социально-коммуникативного развития является программа «Социокультурные истоки» , авторами которых являются Кузьмин И. А. и Камкин А. В. Для дошкольного возраста разработали программу Абрамова О. С., Балашова И. Ю., Бойцова И. Ю., Горшкова Л. И., Губина Е. А., Кудряшева Н. С., Твардовская Н. Ю. – педагоги ДОУ №99 г. Вологды, ДОУ №91 п. Молочное, №65 г. Череповца.

II. Основная часть. Значение программы «Социокультурные истоки ДО» .

Хочется упомянуть о введении федерального государственного образовательного стандарта, и какое место уделено в нем социально-коммуникативному развитию.

В пункте 1.4. указаны основные принципы дошкольного образования , одним из которых является :

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Как отмечено в ФГОС в пункте 1.6. стандарт направлен на решение следующих задач, в том числе :

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно -нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Также в пункте 2.6. отмечено что, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. И на первом месте стоит социально-коммуникативное развитие. Это о чем говорит? Да о том, что духовно-нравственному воспитанию нужно уделить больше времени, чем когда-либо.

Почему же такой интерес к социально-культурному развитию? Ответ простой. Российское общество переживает духовно-нравственный кризис . Как отмечает О. С. Абрамова, дело в том, что «духовное здоровье нашего общества подорвано как минимум на долгие десятилетия ежедневным торжеством и безнаказанностью зла, внедрением в сознание нации установок на относительность всех ценностей, неопределенность и размытость нравственных законов, которые формируются в сознании народа на протяжении столетий». Но это не приговор, нам с вами придется скорректировать это направление.

Один из способов, как исправить это ситуацию – это колоссальная работа социальных институтов по возрождению утерянных традиций и ценностей народа. Первый социальный институт – это детский сад. То, что мы заложим в душу ребенка с самого раннего возраста, проявится в будущем. И наше будущее на прямую зависит от наших детей, будущего поколения.

Воспитание души ребенка – это основа нравственных ценностей будущего взрослого человека. Формирования навыков, умений можно добиться и в будущем, но воспитание внутреннего мира – человечности, необходимо заложить в дошкольном возрасте . Потому что общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.

Основа духовно-нравственного воспитания это культура и традиции нации. В дошкольном возрасте задачи по социкультурному развитию мы можем решить посредством фольклора, через устное народное творчество. Не секрет, что потешки, прибаутки, считалки, загадки, пословицы и поговорки позволяют нам знакомить детей своей культурой. Рассказать детям на понятном языке, где добро и зло, что, прежде всего, ценно в человеке.

Формирование основ целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка - дошкольника ;

Приобщение его к базовым ценностям Российской цивилизации на основе духовно - нравственных традиций народа;

Развитие коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;

Создание условий для успешной адаптации ребенка к начальной школе.

Данная программа подразумевает, что мы должны её реализовать совместно с семьёй, и все задачи у нас должны решаться с любовью, и только с любовью. Так говорит, О. С. Абрамова, автор программы, и с ней я не могу не согласится. Только при соблюдении этих немаловажных факторов, мы можем добиться высоких результатов.

III. Заключительная часть

Итак, мы можем проследить, что программа «Социокультурные истоки» - это прекрасная возможность решения задач, указанных во ФГОС. Ведь в целевых ориентирах указано :

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Мы можем предположить, что решение лишь познавательных задач, без учета таких нравственных чувств, как милосердие, совесть, сопереживание другим людям, родному дому, природе, добросердечность, любовь, вера, без личностного роста, вряд ли сможем получить вышеуказанный портрет выпускника детского сада.

К сожалению, родители отправляют детей с самого раннего возраста в кружки, где их учат рисовать, писать, считать. А о внутреннем развитии ребенка забывают. Потом же удивляемся, почему же наши дети выросли такими малодушными, эгоцентричными и безразличными к бедам других. Дело в нас самих. Поэтому будем вместе с детьми работать и расти духовно .

Педагог просто обязан дать детям положительный опыт и должен помнить, что добро можно сеять лишь с любовью. В конце концов, сколько ли мы не пытались воспитывать детей , они все равно будут похожи на нас.

Мы должны показать всю красоту земли нашей, подвести их к пониманию, что мир добр. А делаем его добрым мы сами.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/[Текст]/ утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155.

4. http://gov.cap.ru/userfiles/orgs/grvid_121/banner/banner_2015/istoki/vestnik.pdf

5. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=2035875

Составитель: заместитель заведующего

Духовность и нравственность

«Человек – существо духовное, он

стремится не только к физическому

развитию, но и к духовному

становлению. Соединить в себе личное

и народное, земное и небесное,

телесное и духовное – это

естественная потребность человека,

призванного в этот мир».

(Л. Гладких.)

Странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет о том, о чем забывать нельзя, невозможно, - о нравственном воспитании детей, но именно это и происходит сегодня в нашей жизни, в педагогике, в воспитании. Между тем, актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.

По определению академика, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противоречий, что обеспечивает уважение человека к самому себе.


«Воспитание должно образовывать человека и гражданина. Человек – здравая душа в здравом теле. Гражданин – нравственность, просвещение, искусство, самостоятельность». ().

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его социальное развитие , которое предусмотрено всеми программами дошкольного образования . При этом под социальным развитием понимается процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества. В последнее время серьезное значение в этом процессе придается духовно-нравственному воспитанию. Духовно-нравственное воспитание затрагивает весь спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру (семьи, соотечественникам и т. д.) и определяет направление и пути профилактики асоциальных и антигуманных проявлений.

«Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине.» (Детский сад от А до Я. 2003.№3).

Мы довольно долго изучали работы, Рачинского и, ознакомились с программами по духовно-нравственному воспитанию и остановились на парциальной программе и «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников».

Программа по своей направленности является светской. В соответствии со ст.14 Закона РФ «Об образовании», которая включает требование интеграции личности в систему мировой и национальной культур, её содержание отражает духовный опыт русского православия без введения религиозной информации. Задачи её реализации опираются на цели духовно-нравственного воспитания , сформулированные: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни…».

Преследуемые цели:

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей;

Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Приморского края , России;

Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Основные задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, ценить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций: первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;

4. Помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей.

5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

7. Воспитать достойного человека и будущего гражданина России.

Принципы духовно-нравственного воспитания:

Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);

Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры);


Гуманистическая направленность воспитания (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром)

Принципы реализации программы:

Систематичность проведение занятий;

Взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, музыкальному воспитанию и др.;

Сотрудничество взрослого и ребенка;

Сотрудничество педагогов и родителей.

Направления работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

5. Работа с семьёй.

Структура программы

https://pandia.ru/text/78/601/images/image003_144.gif" width="641" height="543 src=">Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективу возможность повышать познавательную активность детей, определить пути формирования у них представлений о православной культуре, истории и традиционной жизни русского народа, помогает формировать интерес к прошлому Руси-матушке.

Когда задумываешься о том, что истина, наследие – это духовное понятие, когда начинаешь понимать, что можешь подарить воспитаннику радость жизни, когда способен оставить сыну или дочери свое имя, свою честь, свое дело, своих друзей, свой процветающий народ, тогда ты твердо можешь сказать: «Я дал своему отроку понимание истины существования и мудрой жизни». По сути, нам ничего не надо выдумывать, ничего не надо искать. Нужно только обратиться к русской народной культуре, к нашему тысячелетнему историческому прошлому, к духовному наследию русских мыслителей, святых отцов, национальных героев.

Термин «духовное воспитание» не может быть идентичен нравственному, так как его смысл шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие по меньшей мере двух важных потребностей: идеальной потребности познаний смысла жизни и социальной потребности жить для других.

Наша задача, задача педагогов – донести все это до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России.

Формы работы с детьми:

Занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

Тема

«Совесть»

«Благодарность и недовольство»

«Добро и зло»

«Щедрость и жадность»

«Правда и ложь»

«Зависть и доброжелательность»

«Послушание и упрямство»

«Трудолюбие и лень»

«Милосердие и жестокость»

«Родина»

«Дружба и верность»

«Предательство»

«Осуждение»

«Сдержанность и вольность»

«Прощение и обида»

«Память»

«Чистое сердце»

Имя – слово, которым называют человека. Значение имени, которое носит человек.

Родные, родня, род. Почему нужно беречь родных? Забота о близких. Значение пословиц. Что разрушает семью, лечит и созидает. Образы родных (родители, братья и сестры)

Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова.

Совесть человека – советчик в жизни. Для чего надо хранить совесть, жить по совести, выполнять все заповеди, правила жизни. Не делать того, чего не желаешь себе. Значение пословиц.

Понятие «благодарность». Слова благодарности за доброе дело, услугу. Происхождение этих слов. Значение пословиц.

Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная, доброта ложная.

Проявления щедрости. Щедрый человек. Жадность – скупость, нескромность желаний. Значение пословиц.

Что такое правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых поступков. Отношения людей. Значение пословиц.

Различные проявления зависти в жизни. Доброжелательность - её противоположность. Радость добрая. Радость злая. Значение пословиц.

Различия слов «слышать» и «слушать». Послушание. Упрямый человек. Непослушание. Значение пословиц.

Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, источник жизни человека. Две беды – лень и праздность. Значение пословиц.

Дела милосердия: помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить, пожалеть.

Наша Родина – Россия (Русь). Святая Русь. Герб. Родина и её защитники.

Дружба. Кого можно назвать настоящим другом. Какой я сам друг и товарищ. Что такое верность (отзывчивость, чуткость, взаимопомощь , терпимость). Значение пословиц.

Верный друг. Предательство – измена. Как удержать себя от предательства. Что сделать, чтобы исправить ошибки. Значение пословиц.

Имеем ли мы право осуждать. Правила «тройного решета»: правда ли то, что ты хочешь сказать; хорошо ли то, что ты хочешь сказать; нужно ли это знать другим. Значение пословиц.

Сдерживаться – ограничивать себя в плохих поступках, жить по правилам добрых дел. вольность – нарушение добрых правил. Значение пословиц.

Почему мы обижаемся? Как мы понимаем слово «прощение». Часто ли мы просим прощение? Правила жизни. Справедливое отношение к допустившим ошибку. Значение пословиц.

Память. «Памятование». След человека на земле. Праздники Руси (календарные, храмовые, трудовые, семейные). Памятные даты истории. Значение пословиц.

«Любящее сердце». «Каменное сердце». Заповедь любви: «возлюби ближнего своего как самого себя». Что мешает любви? Правила доброго, любящего сердца.

В связи с изменившейся социально-экономической ситуацией наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях. В этой связи формирование нравственных ценностных ориентаций у детей начиная с дошкольного детства является одной из основных задач.

Разработанная тематика занятий ставит своей целью:

Содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка;

Учить смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей;

Формировать представления о нравственных ценностях, нравственных качествах;

Адекватное эмоциональное отношение;

Адекватное нравственное поведение.

При планировании и проведении занятий педагоги ДОУ опирались на собственное творчество, вносили некоторые изменения в соответствии с темой и задачами, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Предполагаемый результат

Работая по программе духовно-нравственного воспитания, мы ставили перед собой цель достижения следующих результатов:

1. Первоначальные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.

2.Нравственные потребности, стремления, чувства:

Активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;

Чувство доброжелательности окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;

Любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

Чувство симпатии к людям независимо от их национальности;

Приобщение к опыту национальной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;

Ответственность за свои дела и поступки,

Потребность и готовность проявлять сострадание и со-радование;

Субъективное психо-эмоциональное благополучие;

3. Нравственные умения и привычки:

Следовать традиции празднования именин;

Проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

Анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора;

Справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

Вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям; соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекая к себе внимания, не мешать другим, соблюдать опрятность;

В приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;

Тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;

Привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

Бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты; деятельное отношение к труду.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Список литературы

1. Духовно-нравственное развитие современного ребенка в различных общностях и социальных группах / Под редакцией – М., 2009.

2. , Куприна этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – М.. 2001.

4. , Смирнова общения: от года до семи лет. – М.,1992.

5. Детский сад и семья/ Под редакцией – М.; Педагогика 1997.

6. Козлова воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1998.

7. Курочкина научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.

8. О формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2008. №4.

9. Введение дошкольника в мировую культуру //Дошкольное воспитание. – 2006. №5.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. – -Бад. – М., 2002.

11. Программы для специальных дошкольных учреждений. – М., 2004.

12. Современный словарь по педагогике / Сост. . –Минск, 2001.

13. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. №9.

14. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. №5.

15. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. ,

Приложение.

Нельзя:

- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;

Бездельничать, когда все вокруг тебя трудятся, плохо предаваться праздности;

Смеяться над старостью и старыми людьми; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;

Вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;

Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;

Допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то. Что запрещают старшие;

Оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;

Обижать девочку, девушку, маму.

Правила дружбы

Не домогайся первенства среди друзей. Не позволяй брать себе все самое лучшее.

Не хвались и не гордись своими успехами, красивыми вещами, играми, игрушками и т. д. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

Всегда оказывай помощь другу, если он попал в беду.

Не ссорься с друзьями, не спорь по пустякам, учись уступать, прощать обиды.

Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом, не обвиняя и не осуждая его.

Не завидуй друзьям, а радуйся их успехам. Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться, попросить прощения и исправиться.

Не наушничай, не доноси на товарища.

Умей принять помощь и советы от других ребят.

Правила любящего сердца

Любящее сердце:

Милосердствует, никогда никому не причиняет зла;

Не превозносится над другими, не гордится;

Много терпит, все переносит без уныния, без печали;

Не гневается, не раздражается, не мыслит зла;

Не завидует, не ищет своего;

Не радуется неправде, а порадуется истине;

Не требует ничего взамен: ни платы, ни одобрения, ни других наград;

Неизменно, не зависит от настроения, удобств или других обстоятельств.

Правила воспитания щедрости

Учим себя отдавать, делиться сначала с другом, который тебе нравится, с родными и близкими, а затем с незнакомым человеком.

Делимся немногим и, оказывается, совсем не можем не страдать.

Никогда никому не говорим о том, что поделились с кем-нибудь. Учимся молчать о сделанном добре.

Правила добрых дел

Поступай так, чтобы сделать как можно больше добра многим людям.

Не твори добра напоказ.

Не утаивай в сердце злобу, неприязнь.

Старайся искоренять плохие привычки.

Не позволяй себе обманывать других. Избегай пустой болтовни и клеветы.

Не нарушай обещания. Если дал слово – постарайся его исполнить.

Не бери, не присваивай чужие, найденные вещи, деньги, игрушки. Не прячь и не утаивай. Постарайся найти, отдать потерявшему.

Без разрешения ничего не бери.

Помогай бедному, голодному. Не проходи равнодушно мимо человеческой беды, горя, отчаяния.

Примиряй ссорящихся.

Утешай в печали, скорби, болезнях.

Никогда не произноси плохих, злых слов, оскверняющих душу человека.

Не будь жадным, негостеприимным.

Говори то. Что думаешь и чувствуешь (не лицемерь).

Не уходи от ответственности за свои поступки (малодушие).

Старайся не строить свои радости на чужом горе (предательство).

Правила вежливости

Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.

Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу.

Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.

Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.

Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Приложение

«Что такое хорошо и что такое плохо?».

Игра-ассоциация

Цели :

1.Знакомить детей с правилами поведения людей в обществе, учить различать положительные и отрицательные поступки.

2.Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим и другие гуманные чувства.

3.Развивать способность понимать действия, изображённые на картинке, и соотносить их с действительностью, способствовать развитию эмпатии.

Вариант 1.На поверхности стола элементы лицевой стороной вверх. Собрать карточки по следующим признакам:

Положительные поступки;

Отрицательные поступки;

Вариант 2.Отобрать три элемента игры так, чтобы два из них составляли общую пару. Соединить подходящие элементы в одну карточку, при этом проговаривая ситуацию, изображённую на карточке. Самостоятельно собрать остальные элементы в карточки.

«Телевидение»

Сюжетно-ролевая игра

Цели:

1.Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд - коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

2.Закреплять представления детей о средствах массовой информации , о роли телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия:

Выбор программы, составление программы редакторами;

Составление текстов для новостей, других программ;

Подготовка ведущих, зрителей;

Оформление студии;

Работа осветителей и звукооператоров;

Показ программы.

Компьютеры;

Микрофоны;

Фотоаппараты;

-«хлопушка»;

Программы (тексты);

Символика различных программ;

Элементы костюмов;

Грим, косметические наборы;

Элементы интерьера, декорации;

Сценарии, фотографии.

«Служба спасения»

Сюжетно-ролевая игра

Цели:

1.Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

2.Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения , её необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

3. Развивать речь детей.

Примерные игровые действия:

Вызов по тревоге;

Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

Распределение спасательных работ между разными группами;

Использование техники специального назначения;

Спасение пострадавших;

Оказание первой медицинской помощи;

Доставка необходимых предметов в район происшествия;

Возвращение на базу.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

Набор техники специального назначения;

Рации, телефоны;

Планы, карты;

Символика службы спасения;

Инструменты;

Защитные каски, перчатки;

Использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь».

Приложение

«День добра»

Сценарий мероприятия

Цели:

· формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве;

· поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

· учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики,

жестов, а также в речи или рисунке.

Действующие лица:

Мишка – педагог, ребенок или мягкая игрушка, озвучиваемая воспитателем. Воспитатель.

(Группа украшена шарами, цветами, лентами. Накануне оформляется стенгазета, рассказывающая о добрых делах, поступках детей).

(В гости к детям приходит Мишка, который рассказывает им свою невеселую историю).

Мишка: на лес, в котором я живу, напала старуха Лень. Она заколдовала все вокруг: трава сохнет, цветы чахнут, все деревья в паутине. Птицы уже давно не поют своих песен, а звери, лесные жители, впали в спячку, они даже не слышат, как от голода, холода и одиночества плачут их малые детки. Одному только мне удалось вырваться из плена злой и ленивой старухи. Я пришел к вам, ребята, за помощью, чтобы вы помогли мне освободить лес от старухи Лени.

Воспитатель: Дети, поможем нашему гостю?

(Дети соглашаются).

Воспитатель: Мишутка, подскажи нам, пожалуйста, как тебе помочь?

Мишка: Лесных жителей и наш лес спасут добрые поступки детей, трудолюбие, вежливость. Дети, а вы умеете совершать добрые поступки?

(Ответы детей).

Мишка: А вы знаете, что такое "доброта", "добрые поступки"? Как их можно, по – вашему совершить?

(Предполагаемые ответы детей: полить цветы, помочь другу в беде, говорить вежливые слова, помогать малышам, маме, бабушке).

Воспитатель: Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые, хорошие слова.

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!".

"Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!"

И каждым становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

(Красильникова "Доброе утро".)

Мишка: Дети, а вы тоже, при встрече утром в детском саду друг другу говорите добрые слова – приветствия?

(Утвердительные ответы детей).

Мишка: Вот видите, одно доброе дело у вас есть. Но одним добрым поступком, к сожалению, лес не спасешь, и он может погибнуть.

Воспитатель: Не расстраивайся, Мишка! Мы сейчас насобираем тебе полную "копилку добрых дел". Эту "копилку добрых дел" ты отнесешь в лес.

(Педагог показывает детям копилку и предлагает бросить в нее первую фишку – "добринку").

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите – кА на наши цветочки: они плачут.

(Педагог обращает внимание детей на сухую землю в цветочных горшках. Дети поливают цветы.)

Мишка: А как еще можно помочь цветам?

Дети: Полить, протереть листочки, подрыхлить землю.

(Дети оказывают помощь цветам).

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы все добрые, заботливые.

(Мишка предлагает поиграть в игру "Добрые и вежливые слова")

Игра с мячом "Добрые и вежливые слова"

Дети стоят в кругу. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено "недоброе" слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.

Воспитатель : Дети, пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек: им тоже нужна помощь.

(Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги.

Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно

в копилку бросать фишки – "добринки").

(Мишка предлагает поиграть в игру "Менялки").

Игра "Менялки"

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель называет признак, например: "Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты и т. д.)". Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. Обязательное правило: соблюдение права на личное достоинство и уважение этого достоинства.

Мишка: А вашим игрушкам, ребята, тоже нужна помощь! У многих из них невеселые глаза.

(Дети моют игрушки, приводят в порядок платья кукол, аккуратно складывают строительный материал , вытирают пыль с полок с игровым материалом).

(Проводится игра "Обыграй превращение").

Игра "Обыграй превращение"

Ведущий по кругу передает предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с этими предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его "яблоко" – дети его "моют", "нюхают", "едят".

Мишка: Дети, у вас есть друзья? Часто вы им говорите добрые слова?

(Ответы детей)

(Проводится игра "Волшебный стул").

Игра "Волшебный стул"

Дети стоят в кругу, педагог в центре круга ставит стул и говорит: "Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто – то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова".

Взрослый предлагает одному из детей сесть на "волшебный стул" и сразу начинает об этом ребенке говорить что-нибудь хорошее. Затем "волшебная" палочка передается ребенку, который стоит справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о сидящем на стуле воспитаннике. Взрослый дает возможность высказаться каждому участнику игры, а потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на "волшебном" стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на "волшебный стул" приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова.

Мишка: Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помочь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени.

Воспитатель: Мишутка, в нашей "копилке" уже много добрых дел скопилось, отнеси ее своим друзьям, лесным жителям.

(Мишка берет "копилку добрых дел", благодарит детей за помощь, прощается с ними).

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас чудесный день – День добра. Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи Лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу только добрые слова, которые всем приятно слышать.

(Вечером воспитатель предлагает детям нарисовать, как они провели этот необычный день. Свои рисунки дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как День добра).

Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования индивида к самому себе. Также под нравственностью понимают совокупность норм поведения каждого человека в обществе, внутренние качества человека и их выражение, определяющие его поведение в обществе. Нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание – один из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе. Данный процесс передает ребенку систему общепринятых основополагающих ценностей, определяющих взаимоотношения людей в обществе, в семье, а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи, положительного и отрицательного в глобальном смысле. Каковы основные средства и методы нравственного воспитания дошкольников? Какова роль нравственного воспитания дошкольников в семье?

Основные аспекты нравственного воспитания дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Кризису нравственности общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость).

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.

Основные методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся:

  • Убеждение и беседа;
  • Побуждение к действию;
  • Взывание к сочувствию и сопереживанию;
  • Поощрение;
  • Наказание.

В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными.

Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретируя данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению. Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания – самовольного отказа от поощрения, блага).

Основные средства нравственного воспитания дошкольников

Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют:

  • Сказка;
  • Игра;
  • Творческое задание, труд, человеческая деятельность;
  • Природа;
  • Общение как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • Коллектив – детское окружение является одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников, позволяющих ребенку развивать и проявлять свою индивидуальность в рамках конкретного общества, управляемого своими законами и нормами. Это один из необходимых механизмов воспитания коллективизма, что невозможно реализовать в любых других условиях. Гармоничное развитие личности невозможно без коллектива, так как человек – существо социальное, проживающее в социуме и являющееся его частью. Воспитание коллективизма в ребенке неизбежно должно преодолеть противоречие – подавление коллективом личности. Самостоятельное преодоление данной проблемы позволит ребенку научиться жить и развиваться в обществе в общепринятых рамках норм и морали.

Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Роль нравственного воспитания дошкольников в семье

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман.

Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.